Право оперативного управления как основа правового режима имущества налоговых органов

(Жмырко М. Г.) ("Налоги" (газета), 2006, N 35) Текст документа

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

М. Г. ЖМЫРКО

Жмырко М. Г., соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Всероссийской государственной налоговой академии МНС РФ.

Юридические лица, предусмотренные российским гражданским правом, имеют существенные различия с точки зрения форм имущественной обособленности. Эти различия нашли отражение в ст. 48 ГК РФ. В указанном положении отечественного гражданского законодательства предусмотрено, что организации, признаваемые в нашей стране юридическими лицами, могут иметь имущество на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Очевидно, что основной формой имущественной обособленности является право собственности. Права оперативного управления и хозяйственного ведения применяются как исключение для оформления имущественной обособленности преимущественно государственных (муниципальных) организаций. Характерной чертой данных форм имущественной обособленности является то, что они служат не для обеспечения свободного участия юридических лиц, их использующих, в имущественных отношениях, а для обеспечения выполнения ими административных и тому подобных задач через участие в имущественном обороте. Поэтому права хозяйственного ведения и оперативного управления жестко привязаны к назначению организаций, которые их используют. Для оформления имущественной обособленности организаций, которые в рамках имущественных отношений выполняют поставленные перед ними государством задачи - для государственных и муниципальных предприятий, используются права хозяйственного ведения и вариант права оперативного управления, допускающий более широкое распоряжение собственным имуществом. В отношении организаций, для которых участие в имущественном обороте лишь способ обеспечения основной - административной и тому подобной деятельности, т. е. для учреждений, используется модель права оперативного управления, которая по общему правилу не позволяет распоряжаться имуществом. Впрочем, и здесь существует определенное разделение. Учреждения, которые могут заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью, номинально имеют право самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным на средства, полученные от указанной деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Правда, следует отметить, что после вступления с 2000 г. в силу Бюджетного кодекса РФ все доходы государственных учреждений стали включаться в доходы собственника (доходы бюджета) и стали учитываться в смете доходов и расходов, а следовательно, рассматриваемое право свободного распоряжения распространяется только на имущество, приобретенное до 2000 г. Иные учреждения в принципе не могут самостоятельно распоряжаться каким бы то ни было имуществом. Вообще правомочие распоряжения они могут осуществлять только в отношении денежных средств, выделенных собственником на их содержание, и в соответствии с решениями собственника. К подобного рода государственным учреждениям относятся и налоговые органы. Правовой режим имущества данных организаций, равно как и иных государственных органов, базируется на предельно ограниченной конструкции права оперативного управления. В пользу того, что имущество налоговых органов принадлежит им на праве оперативного управления, свидетельствуют нормы положений о налоговых инспекциях и управлениях. Так, в соответствии с п. 3.18 Типового положения об инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня с установленной предельной численностью работников свыше 100 единиц, утвержденного Приказом МНС РФ от 11 марта 2003 г. N БГ-3-25/113, соответствующие налоговые инспекции осуществляют в установленном порядке управление переданным им в оперативное управление государственным имуществом <1>. Подпунктом 29 пункта 8 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, также было установлено, что МНС РФ осуществляет в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление имуществом <2>. Однако в правовых документах, определяющих правовое положение отдельных налоговых органов, отсутствует указание на принадлежность им соответствующего имущества на праве оперативного управления. Например, в Положении о межрегиональной инспекции МНС РФ по федеральному округу отсутствует упоминание о принадлежности имущества данной налоговой службе на праве оперативного управления. Представляется, что подобные пробелы в положениях о налоговых и иных государственных органах порождают споры относительно правового режима имущества данных организаций <3>. В чем заключаются аргументы противников признания наличия у них имущества именно на праве оперативного управления? Главный аргумент - невозможность защиты этого права от притязаний со стороны вышестоящих государственных органов. На наш взгляд, подобная невозможность является фактической, но никак не юридической. Вряд ли государственные органы в силу своего подчиненного положения будут обжаловать решения о перераспределении закрепленного за ними имущества в пользу других организаций. Однако юридически такая возможность за ними имеется. Впрочем, указанные соображения говорят о необходимости во всех положениях о налоговых органах закреплять нормы о принадлежности им имущества на праве оперативного управления. Более того, подобную норму следует закрепить и в Указе Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340 "О государственной налоговой службе в Российской Федерации", поскольку в данном документе определяются в том числе и гражданско-правовые основы функционирования налоговых органов, а именно указывается, что они являются юридическими лицами, имеют печати и счета в банках <3>. -------------------------------- <1> СПС "КонсультантПлюс"; СЗ РФ. 2000. N 43. Ст. 4242. <2> См.: Усков О. Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2003. N 5. <3> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1641.

Название документа