Коммерческая организация понесла затраты на социальную рекламу, оплатив ее изготовление сторонней организации. Содержание социальной рекламы определено ее заказчиком - некоммерческой организацией. Можно ли учесть эти затраты для целей исчисления налога на прибыль, если социальная реклама соответствует требованиям пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Ответ: Если коммерческая организация, безвозмездно оказавшая некоммерческой организации услугу по изготовлению социальной рекламы, понесла затраты, оплатив ее изготовление сторонней организации, то налогоплательщик - коммерческая организация, по нашему мнению, вправе учесть затраты при исчислении налога на прибыль, если социальная реклама соответствует требованиям пп. 32 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Социальная реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон N 38-ФЗ).

Расходы организации, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, можно полностью учитывать при исчислении налога на прибыль (пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ), а безвозмездное производство и распространение рекламы не облагается НДС при следующих условиях (пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ):

- продолжительность упоминания о спонсорах не должна составлять более 3 секунд (на радио, по телевидению) и более 7 процентов площади кадра (по телевидению);

- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах должно быть отведено не более 5 процентов рекламной площади.

Обращаем внимание на то, что норма пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит условий о возможности учета затрат на социальную рекламу в составе расходов в зависимости от способа осуществления таких затрат. Следовательно, на наш взгляд, затраты на изготовление социальной рекламы на безвозмездной для заказчика основе можно учесть при исчислении налога на прибыль как в случае изготовления рекламы собственными силами организации, так и в случае привлечения для этого третьих лиц (перечисления денежных средств на эти цели организации - изготовителю социальной рекламы).

Налоговые органы соглашаются с тем, что норма пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе, учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом налоговые органы не поясняют, является ли необходимым условием для учета затрат изготовление социальной рекламы собственными силами (п. 2.2 Письма ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19322@, Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109740@).

В то же время по поводу возможности учета затрат на социальную рекламу организацией, не являющейся ее изготовителем, существует и другая точка зрения. Она основана на том, что в норме пп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится только о тех организациях, которые изготавливают и распространяют социальную рекламу, то есть о рекламопроизводителях и рекламораспространителях в смысле Закона N 38-ФЗ (п. п. 6, 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). А значит, затраты на социальную рекламу, понесенные организацией, не являющейся ни изготовителем, ни распространителем, не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

В случае возникновения спора по поводу учета указанных расходов в качестве аргумента в защиту права заказчика учитывать затраты на социальную рекламу наравне с ее изготовителями и распространителями можно привести принцип равенства налогообложения (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).

Ю. А.Иноземцева

Издательство "Главная книга"

08.06.2012