Организация получила акт налоговой проверки без приложения документов, послуживших основанием для доначислений по результатам проверки. Однако в акте они подробно описаны. Является ли данное обстоятельство основанием для отмены решения налогового органа?

Ответ: Если организация получила акт налоговой проверки без приложения документов, послуживших основанием доначислений по результатам проверки, при этом содержание данных документов подробно описано в акте, то данное обстоятельство, по нашему мнению, является основанием для отмены решения налогового органа. Однако следует иметь в виду, что арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.

Обоснование: Налогоплательщики имеют право, в частности, получать копии акта налоговой проверки, а налоговый орган обязан эти копии налогоплательщику направлять (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Исключение составляют документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, - их налоговый орган к акту прикладывать не должен. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Таким образом, проверяемое лицо имеет право на ознакомление не только с текстом акта проверки, но и с приложениями к нему, причем право на ознакомление с материалами проверки должно реализовываться путем вручения копий документов или выписок из них вместе с актом проверки без обращения к налоговому органу проверяемого налогоплательщика (Решение ВАС РФ от 24.01.2011 N ВАС-16558/10).

В силу п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В данном случае неполучение налогоплательщиком приложений к акту не позволило ему представить должным образом мотивированные возражения на акт налоговой проверки.

Следовательно, в обязанности налогового органа входит именно направление вместе с актом документов, подтверждающих совершение налоговых нарушений. Описание в акте проверки документов, подтверждающих выявленные нарушения, не отменяет обязанности налогового органа приложить эти документы к акту и является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, влекущим отмену решения налогового органа. Подобное мнение высказывали и суды (ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, ст. 22, п. 14 ст. 101 НК РФ, Постановления ФАС Московского округа от 19.10.2011 N А40-15831/11-20-75, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 N 17АП-8551/2011-АК).

Вместе с тем ФАС Поволжского округа пришел к противоположным выводам в ситуации, когда налоговый орган не приложил к акту копии или выписки из запросов в налоговые органы по месту учета двух контрагентов проверяемого налогоплательщика, а вместо этого изложил содержание своих писем в акте проверки. Суд указал, что организация представила на акт проверки свои возражения, в которых содержатся доводы в том числе по нарушениям, связанным с этими двумя контрагентами. Суд посчитал, что налоговые органы предоставили налогоплательщику возможность дать объяснения (на рассмотрении материалов проверки присутствовал руководитель организации). А значит, его права и существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не были нарушены (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2011 N А57-3033/2011).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание наличие неоднозначной судебной практики по данному вопросу, организации следует подготовить необходимые аргументы и учитывать, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

С. М.Аипкин

Издательство "Главная книга"

08.06.2012