Судьи. Суд. Процесс
Чем вызваны низкие темпы рассмотрения судебных дел и каковы пути совершенствования арбитражного процесса? Необходимо ли упрощение процедуры судоговорения и возможно ли составление судебного акта по ряду дел без описательной и мотивировочной частей? Будет ли оправданным подбор судебных кадров только из помощников судей?
Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России", рассчитанная на 2002-2006 гг., завершена. Ее достижения были обеспечены обдуманным и научно обоснованным сотрудничеством всех ветвей власти, целью которого являлось становление демократического цивилизованного правосудия в стране.
В частности, приняты или обновлены основополагающие законодательные акты - о статусе судей*(1) и об органах судейского сообщества*(2); образована Ассоциация юристов России. Уже начинают функционировать арбитражные апелляционные суды, на очереди административная и ювенальная юстиция. Кроме того, удалось укрепить статус судьи, заметно выросло материально-техническое обеспечение судов, произошло значительное пополнение судейского корпуса профессионально подготовленной молодежью.
Однако в российском правосудии существует ряд проблем, требующих первоочередного решения.
Одна из них связана с формированием кадров судей, помощников судей, аппарата судов. Причем речь идет не о замене судей, воспитанных в советский период, как это порой пытаются представить. Их и так остались считанные единицы. Объективности ради подчеркнем, что специалисты именно того поколения внесли значительный вклад в становление нового правосудия, на их долю выпали все тяготы переходного периода. В настоящее же время арбитражные суды почти полностью укомплектованы судьями, назначенными на должности после 1992 г., из которых более 50% приступили к работе после 1995 г.
Чтобы убедиться в неэффективности подбора судей, достаточно проанализировать статистические данные, характеризующие работу судов после появления квалификационных коллегий (с 1993 г.) и экзаменационных комиссий (с 2000 г.). Так, стабильность судебных решений явно не удовлетворяет запросы общества. За пять лет (1999-2004 гг.) количество отмен решений суда в апелляционном порядке практически не снизилось: в 1999 г. было отменено 11 490 судебных актов (2,4% от общего количества), в 2004 г. - 22 617 (2%). Сокращение отмен судебных решений в кассационном порядке (за последние 10 лет их стало меньше на 10%) кажется существенным лишь на первый взгляд: число отмен решений в стадии кассации все еще составляет 20% от общего количества рассмотренных дел, причем их абсолютная цифра постоянно растет. Другими словами, процесс правосудия замедляется, вследствие чего ухудшается отношение общества к арбитражным судам.
Вывод неутешителен: новые судьи, прошедшие тщательный профессиональный отбор, не сумели изменить ситуацию в правосудии к лучшему.
Разумеется, нельзя из-за этого отказываться от квалификационных экзаменов и конкурсов на квалификационных коллегиях, благодаря которым подбор кадров стал демократичным, открытым, прозрачным и в суды пришли хорошо подготовленные специалисты.
Видимо, должна быть скорректирована сама процедура подбора кадров. К сожалению, человеческие, нравственные качества кандидатов на должности судей пока остаются вне поля зрения экзаменаторов, предпочтение при выборе чаще всего отдается людям, верно отвечающим на вопросы. Между тем для того, чтобы стать хорошим судьей, безупречного знания законов недостаточно; значительно важнее уметь соединить закон с жизнью, найти между ними равновесие, при котором правовая норма превращается в орудие справедливости, не ломая человеку судьбу.
По мысли И.А. Покровского, чтобы общество не пришло к распаду, подобно римской цивилизации, необходимо понять соотношение имущественных интересов и самых высоких идеалов человечества. Данную задачу решать прежде всего судьям*(3). Перефразируя корифея российской цивилистики, можно с уверенностью сказать, что судья, осознавая свой гражданский долг, должен быть не только простым применителем права, но творцом его толкования, ибо истолковывать закон - это то же самое, что заново его создавать: стороны спора подчиняются закону в том его виде, как он истолкован в судебном решении, т.е. общему правилу, ставшему известным только после вынесения решения.
Судья должен своей деятельностью улучшать и совершенствовать право, которое служит социальным идеям и целям. Его миссия не ограничивается формальным соотнесением фактов и обстоятельств конкретного дела со строками правовой нормы. Он дает публичную оценку поведения людей посредством вынесения справедливых решений, изложенных в судебных актах, применяя определенные санкции к нарушителям норм права и поощряя законопослушных граждан.
Не случайно в последние годы остро встал вопрос о личности судьи, продиктованный нестабильным состоянием российского общества, находящегося в стадии социальных трансформаций. Можно прогнозировать в ближайшем будущем рост престижа представителей органов судебной власти, вследствие чего возрастет их ответственность за свои решения, поступки, даже мысли. Судьи, разбирающиеся по долгу службы в сложнейших конфликтах противоборствующих сторон, должны осознать, что в обществе им надлежит выполнять функции совести. Поэтому к процедуре выбора судей следует подходить исключительно ответственно.
Не стоит превращать конкурсный отбор в самоцель. Будущего судью необходимо не столько выбирать, сколько искать. Поэтому надо разработать систему выявления и дальнейшего воспитания людей, способных к правосудию. Это действительно необходимо, хотя намного сложнее, чем просто назначать судьями победителей конкурсов знаний и "чистых" анкет.
Однако готового решения нет, его нужно еще найти. В качестве перспективного направления можно предложить порядок, при котором судьей может стать юрист, прослуживший несколько лет помощником судьи. За время работы в этом статусе кандидат в судьи не только приобретет необходимый опыт судебной практики, но и неизбежно проявит свои человеческие, нравственные качества. В рамках арбитражной судебной системы подобную кадровую политику можно упорядочить с помощью регламента, утверждаемого Председателем ВАС РФ. При этом нельзя, конечно, игнорировать желание участвовать в конкурсе кандидатов, не прошедших школу помощников судей, но и рекомендация суда, данная претенденту, должна учитываться.
Еще одной важной задачей правосудия является устранение недостатков действующего законодательства, наличие которых делает возможными передел собственности (путем так называемого недружественного захвата), реализацию антиналоговых и антитаможенных схем и другие негативные явления сегодняшней жизни.
Судьи арбитражных судов, которым особенно заметно, как недостатки закона используются в корыстных целях, могли бы активнее предлагать ВАС РФ использовать его законодательную инициативу для ликвидации наиболее значимых, на их взгляд, пробелов и недочетов в законах. Например, давно назрела необходимость изменить ст. 55 Федерального закона "Об акционерных обществах", предоставляющую обладателю 10% акций общества право инициировать внеочередное собрание акционеров. Хорошо известно, что решения именно таких собраний часто становятся поводами для затяжных корпоративных войн. Между тем достаточно исключить эту статью из закона либо скорректировать компетенцию внеочередных собраний акционеров, и количество ожесточенных судебных споров заметно сократится.
Аналитическую ревизию необходимо провести во всех отраслях права и по ее результатам либо поставить вопрос об изменениях в законодательстве, либо информировать соответствующие министерства и ведомства о необходимости учитывать судебную практику и не подавать в суды иски, аналоги которых уже разбирались во всех инстанциях и получали однозначную оценку.
Нуждается в совершенствовании и арбитражное процессуальное законодательство.
Стратегия Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ 1992 г. заключалась в том, чтобы арбитражные суды максимально овладели именно судебными процедурами, уйдя от административного порядка разрешения споров.
Однако приобретения сопровождались неизбежными потерями. Сохранив определение "арбитражный", суд практически утратил навыки арбитрирования, хотя рассуждения о процессуальном законе всегда сопровождались оговорками о необходимости участия сторон в принятии решения. АПК РФ 1992 и 1995 гг. свели это участие к минимуму, максимально приблизив арбитражные процедуры к гражданскому процессу. Исполнительные документы, ранее называвшиеся приказами, стали именоваться исполнительными листами. Кроме того, проявились слабые стороны традиционного процессуального законодательства: значительными стали сроки рассмотрения дел, увеличилась длительность судебных заседаний, наблюдалось излишне резкое, бескомпромиссное разрешение хозяйственных споров. Чрезмерно возросли судебные нагрузки, особенно на кассацию и надзор. Общественность выражала вполне справедливое недовольство.
В АПК РФ 2002 г. законодатель попытался решить указанные проблемы за счет институтов упрощенного производства и подготовки дела к судебному разбирательству. Однако эти нововведения ставят целью не разрешить спор в досудебном порядке, а быстрее начать слушание дела, хотя логика арбитражного законодательства подсказывает, что все должно быть наоборот.
Вновь напрашивается тревожный вывод: арбитражный процесс постепенно уходит в сторону судебных процедур, хотя должен двигаться в направлении арбитрирования. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо совершенствовать процессуальное законодательство, в частности, внедрять процедуры примирения и посредничество; упростить не только собственно судоговорение, но и порядок составления судебного акта по ряду дел (исключение описательной мотивировочной части, особенно в кассационной и надзорной инстанциях); вернуть претенциозный порядок рассмотрения споров. Это не менее чем на треть сократило бы количество исковых заявлений и в не меньшей степени снизило бы нагрузку на суды без увеличения их штатов. Но главное - сами участники конфликта получили бы возможность разрешить его самостоятельно.
Многие годы высшие суды и органы судейского сообщества главные задачи видели в материальном, финансовом обеспечении, строительстве, приобретении жилья и т.п. Безусловно, о них нельзя забывать и в дальнейшем. Но если заострять внимание только на подобных вопросах, авторитет судов в глазах общества будет падать. Этого допустить нельзя. Поэтому на данном этапе необходимо сосредоточиться на вопросах подбора и воспитания кадров, их учебы, соблюдения судебной этики, качества и оперативности правосудия, его доступности.
С.М. Амосов,
председатель Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа
"Законодательство", N 3, март 2007 г.