Правомерно ли решение налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества А при его реорганизации в форме присоединения к обществу Б, в случае если до завершения реорганизации в отношении общества А введена процедура наблюдения?

Ответ: Решение налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества А при его реорганизации в форме присоединения к обществу Б, в случае если в отношении общества А до завершения реорганизации введена процедура наблюдения, не противоречит действующему законодательству при условии, что у налогового органа на момент принятия решения о внесении записи в ЕГРЮЛ отсутствовала информация о введении в отношении реорганизуемой организации процедуры наблюдения.

Обоснование: Статья 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусматривает определенные ограничения в отношении должника после введения процедуры наблюдения. Предусмотренные ограничения не касаются совершения налоговыми органами регистрационных действий в отношении должника, в том числе внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица. Предусмотренные Законом N 127-ФЗ ограничения касаются в том числе запрета на принятие органами управления должника решений о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника (п. 3 ст. 64 Закона N 127-ФЗ).

Глава V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) определяет порядок процедуры реорганизации юридических лиц, в соответствии с которым можно выделить следующие этапы реорганизации:

1. Принятие решения о реорганизации и уведомление об этом регистрирующего органа путем подачи заявления по форме N Р12003 (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) (п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

2. Публикация в средствах массовой информации дважды с периодичностью раз в месяц сообщения о реорганизации, уведомление кредиторов (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

3. Представление в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения по форме N Р16003 (Приложение N 11 к Приказу ФНС России N ММВ-7-6/25@), после чего налоговый орган в срок не более пяти рабочих дней принимает решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества или об отказе в ее внесении (ст. 15, п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации налоговый орган принял решение о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества А, в отношении которого процедура наблюдения введена до завершения реорганизации. В п. 2 ст. 63 Закона N 127-ФЗ предусмотрена обязанность арбитражного суда уведомить определенные субъекты о введении процедуры наблюдения в отношении должника. Перечень таких субъектов незакрытый, он содержит понятие "уполномоченные органы".

В соответствии со ст. 2 Закона N 127-ФЗ уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России.

Согласно п. 1 ст. 68 Закона N 127-ФЗ временный управляющий обязан направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона N 127-ФЗ. В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" пояснено следующее: до определения регулирующим органом на основании абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона N 127-ФЗ срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ) подлежат направлению временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (п. 1 ст. 128 Закона N 127-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом N 127-ФЗ, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством РФ по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Таким образом, решение налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества А, в отношении которого до завершения реорганизации введена процедура наблюдения, не противоречит действующему законодательству, если у налогового органа на момент принятия решения о внесении записи в ЕГРЮЛ отсутствовала информация о введении процедуры наблюдения.

А. В.Коваленко

Группа компаний

"Аналитический Центр"

14.07.2014