Организация в рамках рекламной кампании провела розыгрыш призов среди своих клиентов. Можно ли затраты организации, связанные с приобретением призов, учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Затраты организации, связанные с приобретением призов для розыгрыша среди своих клиентов в рамках рекламной кампании, не могут учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль, поскольку розыгрыш призов проводится среди определенного круга лиц - клиентов организации.

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, относятся к расходам на рекламу и для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Понятие "реклама" содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно: реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом ФАС России в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) разъяснила, что под неопределенным кругом лиц следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Указанное Письмо используется в работе ФНС России (Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).

В рассматриваемой ситуации розыгрыш призов проводится среди определенного круга лиц - клиентов организации, поэтому расходы на приобретение призов в целях исчисления налога на прибыль нельзя отнести к рекламным и учесть на основании п. 4 ст. 264 НК РФ.

Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5053.

Призы, переданные победителям розыгрыша, являются, по сути, безвозмездно переданным имуществом. А в целях налогообложения прибыли расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).

О. В.Егорова

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.06.2014