Организацией принято решение производить исчисление НДПИ путем уменьшения суммы налога, исчисленного за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет) (п. 1 ст. 343.1 НК РФ)

Предельная величина налогового вычета рассчитывается организацией в соответствии с п. 2 ст. 343.1 НК РФ как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента, определяемого в установленном порядке.

При этом если фактическая сумма расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, превышает предельную сумму налогового вычета, сумма такого превышения учитывается при определении налогового вычета в течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие расходы были осуществлены (понесены) налогоплательщиком (п. 4 ст. 343.1 НК РФ).

На практике имеет место ситуация, когда в течение нескольких налоговых периодов сумма фактических расходов, осуществленных организацией в текущем налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, превышает предельную сумму налогового вычета, рассчитанного для текущего налогового периода.

Вправе ли организация при определении налогового вычета по НДПИ за текущий налоговый период учесть сумму расходов, осуществленных в текущем налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр, в размере, определенном п. 2 ст. 343.1 НК РФ, при этом сумму превышения указанных расходов, сложившуюся за предыдущие налоговые периоды, включать в вычет в тех периодах, в которых сумма таких расходов будет меньше предельной величины налогового вычета по НДПИ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2012 г. N 03-06-06-01/19

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений ст. 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем отмечаем следующее.

В соответствии со ст. 343.1 гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче угля, исчисленную за налоговый период, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Налогоплательщики, у которых отсутствует исчисленная за налоговый период сумма НДПИ, могут учитывать указанные расходы начиная с того налогового периода, когда у них возникает обязанность по исчислению налога.

При этом в случае, если фактическая сумма расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде, превышает предельную сумму налогового вычета, определенную в установленном порядке, сумма такого превышения учитывается при определении налогового вычета в течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие расходы были осуществлены.

Исходя из изложенного налоговый вычет следует применять в том налоговом периоде, по итогам которого исчисляется НДПИ.

Таким образом, при исчислении НДПИ за конкретный налоговый период в налоговом вычете следует учитывать расходы на обеспечение безопасных условий труда, произведенные в этом же налоговом периоде. Суммы расходов, превышающие предельный для налогового периода уровень налогового вычета, учитываются в течение последующих 36 налоговых периодов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

01.06.2012