Организация (ООО) подала в Росреестр заявление о государственной регистрации договора аренды земельного участка и дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка

Государственный регистратор вынес отказ в регистрации в связи с тем обстоятельством, что государственная пошлина не уплачена с расчетного счета организации.

Организацией в адрес государственного регистратора были представлены следующие документы:

- платежный документ установленного образца, в котором указывалось, что госпошлину уплачивает физическое лицо, а именно - директор организации за ООО с указанием ОГРН организации;

- доверенность, выданная организацией директору на уплату соответствующей госпошлины;

- расходный кассовый ордер на выдачу из кассы организации средств на уплату госпошлины.

Право на возможность уплаты госпошлины организацией через своего представителя организация мотивировала Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118, Определением от 11.04.2011 N ВАС-3950/11.

Имела ли организация право в соответствии с представленными документами уплатить госпошлину за государственную регистрацию через своего представителя?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июня 2012 г. N 03-05-04-03/43

В Минфин России поступило на рассмотрение письмо по вопросу правомерности уплаты государственной пошлины организацией через своего представителя - физическое лицо.

Учитывая, что согласно Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является главным администратором доходов бюджета по государственной пошлине за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на которого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 6 и 160.1) возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины и принятия решений о ее возврате (зачете), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики направляет указанное письмо ООО на рассмотрение.

Одновременно сообщаем, что ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с п. п. 1 и 8 ст. 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

По общему правилу, обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса).

Пунктами 2 и 3 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Главой 4 Кодекса предусмотрено участие налогоплательщика (плательщика сбора) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-О, само представительство в налоговых отношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Кроме того, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т. е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

01.06.2012