Государственным заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку товара. При этом государственным заказчиком было определено, что котировочная заявка подается в письменной или электронной форме по адресу (в том числе и электронному), указанному в извещении

Может ли аукционной комиссией быть принята заявка участника размещения заказа, поданная им по электронной почте в виде отсканированного документа? Может ли такая заявка считаться поданной в электронной форме, притом что в ней имелись подпись и печать участника размещения заказа, однако не было электронной цифровой подписи?

Ответ: Учитывая положения законодательства и арбитражную практику, такая заявка участника размещения заказа не может быть принята аукционной комиссией, в связи с тем что заявка в такой форме не соответствует требованиям, утвержденным Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), для электронного документа, главным атрибутом которого является электронная подпись, которая в рассматриваемом случае отсутствует.

Обоснование: Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) запрос котировок должен содержать такие сведения, как форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.

Котировочная заявка, согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 94-ФЗ, подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод, что участник размещения заказа имеет право подать заявку на участие в размещении запроса котировок двумя способами - в письменной форме или в форме электронного документа.

Понятие электронного документа определено в Федеральном законе от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ), в соответствии со ст. 3 которого это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

Согласно п. 11.1 ст. 2 Закона N 149-ФЗ электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

При этом ч. 4 ст. 11 Закона N 149-ФЗ установлено, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Следовательно, обменом документами в данном случае признается обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения.

В настоящий момент понятие электронной подписи содержится в двух нормативных актах. Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Электронная цифровая подпись, в соответствии с положением ст. 3 Закона N 1-ФЗ, - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. При этом следует учитывать, что Закон N 1-ФЗ с 01.07.2012 утрачивает силу, таким образом, руководствоваться следует Законом N 63-ФЗ.

Согласно ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Частью 3 ст. 6 Закона N 63-ФЗ установлено, что, если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод о том, что котировочная заявка в электронной форме будет признана поданной в надлежащей форме, если она подана в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Минэкономразвития России пришло к аналогичному выводу, в Письме от 07.09.2011 N Д28-327 разъяснив, что под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и который обязательно содержит электронную цифровую подпись.

Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.05.2011 N Ф03-1589/2011 установил, что заверение электронного документа электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа. В связи с этим, поскольку котировочная заявка участника размещения заказа не соответствовала требованиям, утвержденным для электронного документа, и представляла собой копию, полученную в результате операции сканирования оригинала (копии) бумажного документа, у конкурсной комиссии не возникло обязанности по принятию и рассмотрению заявки участника размещения заказа.

Данную позицию также полностью поддержал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 02.06.2010 N А12-17613/2009, установив, что в соответствии со ст. 46 Закона N 94-ФЗ заявка, поданная в форме электронного документа, должна быть заполнена в электронно-цифровой форме, одним из элементов которой является электронная цифровая подпись. В связи с этим суд пришел к выводу, что заявка, поданная по электронной почте в виде отсканированного документа, не является оформленной надлежащим образом.

Таким образом, из анализа положений законодательства и арбитражной практики можно сделать вывод о том, что заявка, поданная в электронной форме в виде отсканированного документа, не может быть принята котировочной комиссией, так как заявка в таком виде не считается поданной в надлежащей форме. Отсканированная копия не является электронным документом по смыслу, установленному законодательством, в связи с тем что главным атрибутом электронного документа является электронная подпись, которая в данном случае отсутствует.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.05.2012