Государственное казенное учреждение приобрело недвижимое имущество по договору купли-продажи, не проводя размещение заказа, в порядке, закрепленном законодательством о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд

Правомерны ли действия государственного учреждения, если данное имущество было приобретено за счет средств федерального бюджета в целях обеспечения государственных нужд? Подлежит ли применению в рассматриваемом случае законодательство о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд?

Ответ: В связи с тем что однозначная позиция уполномоченных органов власти и арбитражных судов по данному вопросу отсутствует, государственному казенному учреждению правомерность своих действий по приобретению в собственность недвижимого имущества в целях обеспечения его собственных нужд без учета положений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд придется отстаивать в суде.

Обоснование: Договоры купли-продажи недвижимости и поставки товаров для государственных нужд, согласно п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса РФ, являются видами договора купли-продажи, и общие положения о купле-продаже применяются к ним, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд, согласно п. 1 ст. 525 ГК РФ, осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Государственный контракт, согласно положениям ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), - это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

Под государственными нуждами в соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Частью 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон N 94-ФЗ, согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ, применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ проведение торгов осуществляется во всех случаях размещения заказа, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.

Таким образом, из приведенных положений можно сделать вывод, что для обеспечения государственных нужд, то есть потребности государственных заказчиков в товарах, услугах, необходимых для осуществления ими своих функций и полномочий, заключаются государственные контракты. Отношения, возникающие при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, регулируются Законом N 94-ФЗ. Государственные контракты, в свою очередь, заключаются по итогам размещения заказа путем проведения торгов либо без их проведения в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.

Минэкономразвития России в Письме от 09.06.2008 N Д05-2302 разъяснило, что покупка органами государственной власти недвижимого имущества осуществляется в рамках исполнения функций и полномочий субъекта Российской Федерации, государственного заказчика, в связи с чем относится к закупке для государственных нужд и должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

Таким образом, согласно официальной позиции уполномоченного органа власти к отношениям по купле-продаже недвижимого имущества государственными или муниципальными органами для государственных или муниципальных нужд должны применяться положения Закона N 94-ФЗ, то есть данные органы должны осуществлять куплю-продажу недвижимого имущества в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд. При этом размещение заказа в данном случае может осуществляться только в форме аукциона.

Однозначная же судебная практика по данному вопросу отсутствует.

Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.10.2011 N 09АП-22502/2011-АК (далее - Постановление N 09АП-22502/2011-АК) установил, что поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимости, согласно ст. 454 ГК РФ, представляют собой отдельные виды договора купли-продажи, в связи с чем правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества, предусмотренных параграфом 7 гл. 30 ГК РФ, и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд (параграф 4 гл. 30 ГК РФ), различно, и Закон N 94-ФЗ к возникшим в рассматриваемом случае отношениям, связанным с приобретением в собственность недвижимого имущества, не применяется.

Таким образом, суд в Постановлении N 09АП-22502/2011-АК пришел к выводу, что действие Закона N 94-ФЗ не распространяется на заключение договора купли-продажи недвижимого имущества.

Аналогичная позиция поддержана также ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 24.04.2008 N Ф08-2004/2008.

Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 03.02.2012 N А40-8156/11-2-72 (далее - Постановление N А40-8156/11-2-72) данную позицию не поддерживает, и, отменив Постановление N 09АП-22502/2011-АК, устанавливает, что по смыслу Закона N 94-ФЗ его регулированию подлежат любые сделки, заключаемые государственными учреждениями и направленные на удовлетворение государственных (или муниципальных) нужд за счет бюджетных средств. В связи с этим суд в Постановлении N А40-8156/11-2-72 пришел к выводу, что действия государственного учреждения нарушают нормы законодательства о размещении заказов для государственных нужд.

Таким образом, из анализа положений законодательства, официальной позиции уполномоченного органа власти и противоречивой судебной практики следует, что однозначная позиция по данному вопросу отсутствует, что подтверждается п. 3 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Свердловской области N ОБ-03/24 "По применению норм о заключении, расторжении договоров". Очевидно, что правомерность своих действий государственному казенному учреждению придется отстаивать в суде.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.05.2012