Договор финансового лизинга и его правовое регулирование в Украине

(Якубивский И. Е.) ("Налоги" (газета), 2006, N 34) Текст документа

ДОГОВОР ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УКРАИНЕ

И. Е. ЯКУБИВСКИЙ

Рыночные преобразования в экономической сфере, которые происходят сегодня как в Украине, так и в большинстве других государств - бывших союзных республиках, обусловили существенное повышение роли договора как важного регулятора имущественных отношений в гражданском обществе. При этом наблюдается тенденция к закреплению в гражданском законодательстве новых договорных конструкций, к числу которых относится, в частности, лизинг. Ввиду того что в Украине, как и в Российской Федерации, на сегодняшний день нет еще достаточного опыта в правовом регулировании лизинговых отношений, связанные с этим вопросы остаются актуальными с точки зрения юридической науки и практики. Становление украинского законодательства о лизинге происходило в несколько этапов. До 1991 г. в Украине не было специальных источников правового регулирования лизинговых отношений. На практике встречались случаи заключения договоров лизинга, и к таким отношениям применялись общие положения гражданского законодательства и нормы об имущественном найме. В период с 1991 по 1997 г. те или иные аспекты лизинга постепенно начинают регламентироваться актами банковского, налогового законодательства, законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, торгового мореплавания. Ключевым с точки зрения развития источников правового регулирования лизинга в Украине стал 1997 г. - в этом году был принят Закон Украины "О лизинге" <1>. Таким образом, в законодательстве Украины появился специальный закон, призванный обеспечить гражданско-правовое регулирование лизинговых отношений. После принятия указанного Закона в Украине было принято значительное число подзаконных нормативно-правовых актов, касающихся лизинговой деятельности. Особо следует отметить, что в этот период лизинг начинает активно использоваться как инструмент обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой отечественного производства за счет государственных средств. -------------------------------- <1> Biдомостi Верховноi Ради Украiни. 1998. N 16. Ст. 68.

Следующий этап в развитии законодательной базы лизинга в Украине связан с 2003 г. Этот год ознаменовался двумя событиями, имевшими существенное влияние на украинское законодательство о лизинге. Во-первых, 16 января 2003 г. были приняты Гражданский кодекс Украины <2> и Хозяйственный кодекс Украины <3>. В Гражданском кодексе Украины лизинг получает закрепление в качестве разновидности найма (аренды). Посвященный договору лизинга параграф 6 гл. 58 состоит из четырех статей, в которых закрепляются общее определение договора лизинга, его деление на прямой и косвенный (ст. 806), положения, касающиеся предмета договора лизинга (ст. 807), ответственности продавца (поставщика) предмета договора лизинга (ст. 808), риска случайной гибели или случайного повреждения предмета договора лизинга (ст. 809). Что же касается Хозяйственного кодекса Украины, то в нем лизингу посвящены всего две статьи - ст. 292 "Лизинг в сфере хозяйствования" и ст. 351 "Лизинговые операции банков". В целом нормативный материал о лизинге, заложенный в Хозяйственном кодексе Украины, воспроизводит основные положения Закона Украины "О лизинге". -------------------------------- <2> Голос Украiни. 2003. N 45 - 46, 47 - 48. <3> Голос Украiни. 2003. N 49 - 50.

Во-вторых, Законом от 11 декабря 2003 г. <4> изложен в новой редакции Закон Украины "О лизинге" - теперь он стал называться Закон Украины "О финансовом лизинге". Таким образом, если изначальная редакция указанного Закона регулировала лизинг вообще, разделяя его на финансовый и оперативный, то сферу правового регулирования новой редакции Закона составляют только отношения финансового лизинга. -------------------------------- <4> Голос Украiни. 2004. N 15.

Если обратиться к законодательству зарубежных стран, то там вопрос о делении лизинга на финансовый и оперативный разрешается по-разному. Польский исследователь лизинга Е. Почобут по этому поводу пишет, что выделение финансового и оперативного лизинга как основных его видов свойственно в целом для правовой системы США, в то время как в континентальной Европе преобладает позиция, согласно которой лизингом (sensu stricto) признается только финансовый лизинг <5>. -------------------------------- <5> Poczobut J. Umowa leasingu w prawie krajowym i miedzynarodowym. Warszawa: Wydawnictwa Prawnicze PWN, 1995. S. 46.

Такое же узкое понимание лизинга воспринято и международной практикой. Примером этому может служить подписанная в 1988 г. в Оттаве Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге <6>, которая регулирует отношения, связанные именно с финансовым лизингом. -------------------------------- <6> Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: Обязательственное право / Под ред. В. К. Пучинского, М. И. Кулагина. М., 1989. С. 187 - 191.

Что же касается Российской Федерации, то здесь законодательство поначалу закрепило узкий подход к пониманию лизинга. Временное положение о лизинге, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 <7>, предусматривало, что договорные отношения так называемого оперативного лизинга регулируются действующим гражданским законодательством и действие настоящего Временного положения на них не распространяется. Аналогичный подход закреплен Гражданским кодексом РФ, где в качестве отдельной разновидности аренды урегулирована финансовая аренда (лизинг). Однако ситуация несколько поменялась в связи с принятием 29 октября 1998 г. Федерального закона "О лизинге" <8>. Указанный Закон в его первоначальной редакции предусматривал в качестве видов лизинга финансовый, оперативный и возвратный. Вместе с тем среди российских правоведов высказывалось мнение, что под лизингом следует понимать только финансовый лизинг. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 1995. N 27. С. 2591. <8> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.

В частности, по убеждению В. В. Витрянского, предусмотренный Федеральным законом "О лизинге" оперативный лизинг не обладает признаками лизинга и поэтому его не следует относить к видам лизинга <9>. Подобных взглядов придерживались также А. Ю. Кабалкин <10>, А. А. Иванов <11>, утверждая, что оперативный лизинг - явление скорее экономическое, нежели правовое. По-видимому, именно эта позиция обусловила внесение изменений в Федеральный закон "О лизинге", который впоследствии стал называться Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)". -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <9> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 578. <10> Иванов А. А. Договор финансовой аренды (лизинга): Учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2001. С. 26 - 27. <11> Кабалкин А., Санникова Л. Договор проката // Российская юстиция. 2000. N 6. С. 18.

Что же касается законодательства Украины, то сначала в нем было закреплено широкое понимание лизинга с присущим ему делением на финансовый и оперативный лизинг. Такой подход вначале нашел отображение в Законе Украины от 28 декабря 1994 г. "О налогообложении прибыли предприятий" <12> и в конечном итоге утвердился в Законе Украины "О лизинге". Гражданский кодекс Украины хотя и не употребляет понятий "финансовый лизинг" и "оперативный лизинг", однако закрепляет общее определение договора лизинга и прямо предусматривает возможность его деления на виды и формы. В Хозяйственном кодексе Украины прямо предусмотрено деление лизинга на финансовый и оперативный. В связи с этим принятие Закона от 11 декабря 2003 г., в соответствии с которым сферу специального правового регулирования образуют отношения финансового лизинга, можно рассматривать как шаг к закреплению в украинском законодательстве модели правового регулирования лизинга, которая доминирует в континентальной Европе. В то же время само по себе принятие этого Закона оставляет открытым вопрос об оперативном лизинге. Ввиду существования соответствующих положений в Гражданском кодексе Украины, Хозяйственном кодексе Украины, Законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий" на сегодняшний день говорить об отсутствии института оперативного лизинга в украинском законодательстве было бы поспешным. Поэтому Закон Украины "О финансовом лизинге" следует рассматривать в качестве специального закона, регулирующего один из видов лизинга - финансовый лизинг. -------------------------------- <12> Biдомостi Верховноi Ради Украiни. 1995. N 4. Ст. 28.

Заслуживает внимания предусмотренное Законом Украины "О финансовом лизинге" определение договора финансового лизинга с точки зрения классификации лизинга на прямой и косвенный. Такая классификация лизинга предусмотрена в Гражданском кодексе Украины (ст. 806). Прямой лизинг характеризуется тем, что в пользование лизингополучателя передается имущество, которое принадлежит лизингодателю на праве собственности и приобретено им без предварительного соглашения с лизингополучателем. Косвенный лизинг отличается тем, что предусматривает передачу в пользование лизингополучателя имущества, специально приобретенного лизингодателем у продавца (поставщика) согласно установленным лизингополучателем спецификациям и условиям. Классическое понимание финансового лизинга всегда предусматривало участие в таких отношениях продавца и соответственно их построение по схеме косвенного лизинга. Ярким примером этому может служить упоминаемая выше Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Поэтому позитивом Закона Украины "О финансовом лизинге" в отличие от его предыдущей редакции следует признать определение финансового лизинга как такового, который осуществляется по схеме косвенного лизинга. Определенные изменения предусмотрены Законом Украины "О финансовом лизинге" относительно регулирования срока пользования имуществом. Следует отметить, что продолжительный срок пользования имуществом традиционно рассматривался в качестве одного из квалифицирующих признаков финансового лизинга <13>. Специалисты, разрабатывавшие Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, исходили из близкого соответствия периода действия договора между лизингодателем и пользователем сроку полной амортизации оборудования <14>. В законодательстве Украины тоже при определении продолжительности пользования имуществом при финансовом лизинге вначале исходили из срока амортизации имущества. В соответствии со ст. 4 Закона Украины "О лизинге" срок пользования имуществом для финансового лизинга должен был быть не меньшим срока, за который амортизируется 60% стоимости имущества. В свою очередь, новая редакция Закона не принимает во внимание срок амортизации, а предусматривает, что срок пользования имуществом по договору финансового лизинга должен быть не меньше одного года. Трудно понять, какие именно факторы принимались во внимание законодателем при установлении минимального срока договора финансового лизинга в один год. -------------------------------- <13> Poczobut J. Umowa leasingu w prawie krajowym i miedzynarodowym. Warszawa: Wydawnictwa Prawnicze PWN, 1995. S. 46; Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: Инфра-М, 1997. С. 26. <14> Стукало А. А. Комментарий к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге // Законодательство. 1998. N 3. С. 26.

К видообразующим признакам финансового лизинга по Закону Украины "О лизинге" относились и правовые последствия окончания срока пользования имуществом - последнее переходило в собственность лизингополучателя или же выкупалось им по остаточной стоимости. Однако Закон Украины "О финансовом лизинге" занимает совсем другую позицию - приобретение лизингополучателем права собственности на предмет лизинга уже не рассматривается в качестве содержательной черты финансового лизинга. В принципе возможность приобретения лизингополучателем имущества в собственность Законом Украины "О финансовом лизинге" предусмотрена (ст. 8). Но если согласно предыдущей редакции Закона приобретение лизингополучателем права собственности на имущество осуществлялось в рамках договора финансового лизинга, то в соответствии с новой редакцией Закона для этого необходимо заключение отдельного договора купли-продажи между сторонами. Такое нововведение трудно оценить однозначно. С одной стороны, оно в определенной степени отвечает положениям Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, в ст. 1 которой записано, что эта Конвенция применяется вне зависимости от того, приобретает ли пользователь сразу или впоследствии право приобрести оборудование или продолжить использовать его по окончании срока. С другой стороны, представляется, что украинский законодатель при этом лишил договор финансового лизинга одного из характерных признаков, позволявшего выделять его если не в самостоятельный договорной институт, то хотя бы как особую разновидность аренды. Следует также учитывать и то, что имеются определенные причины, по которым Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге не рассматривает право на приобретение лизингополучателем имущества как квалифицирующую черту финансового лизинга. Как пишет по этому поводу Е. В. Кабатова, во многих странах обязательным условием лизинга должен быть опцион (право) на покупку оборудования пользователем после истечения срока договора. Однако в не меньшем числе стран включение опциона на покупку превращает лизинг в условную продажу. Вследствие этого в Конвенции опцион не рассматривается как определяющая черта лизинга <15>. Поэтому позицию новой редакции Закона в этой части трудно назвать обоснованной. -------------------------------- <15> Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: Инфра-М, 1997. С. 82.

Изменилась также позиция украинского законодателя относительно определения субъектного состава лизинговых отношений. Причем изменения связаны не только с принятием новой редакции Закона Украины "О финансовом лизинге", но и с развитием в Украине законодательства, регулирующего оказание финансовых услуг. Изначально Закон Украины "О лизинге" придерживался достаточно четкой позиции: стороной договора лизинга (как лизингодателем, так и лизингополучателем) мог выступать субъект предпринимательской деятельности - физическое или юридическое лицо. В новой редакции Закона сужен круг потенциальных лизингодателей, поскольку таковыми согласно ст. 4 Закона Украины "О финансовом лизинге" могут быть только юридические лица. В то же время более широким стал круг возможных лизингополучателей, которыми теперь могут быть физические или юридические лица, вне зависимости от наличия статуса субъекта предпринимательской деятельности. Что касается лизингодателя, то здесь важно учитывать также положения законодательства, регулирующего сферу финансовых услуг. Дело в том, что украинское законодательство, а именно Закон Украины от 12 июля 2001 г. "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" <16>, к числу финансовых услуг относит, в частности, финансовый лизинг. И хотя автор не разделяет такой позиции законодателя <17>, все же на сегодняшний день финансовый лизинг подпадает под действие нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное регулирование рынка финансовых услуг. Так, согласно ст. 5 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", финансовые услуги оказываются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности. Возможность и порядок оказания отдельных видов финансовых услуг юридическими лицами, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, которые осуществляют регулирование деятельности финансовых учреждений и рынков финансовых услуг. -------------------------------- <16> Офiцiйний вiсник Украiни. 2001. N 32. Ст. 1457. <17> Якубiвський I. Е. Спiввiдношення мiж договором фiнансового лiзингу та договором про надання фiнансових послуг // Держава i право: Збiрник наукових праць. Юридичнi i полiтичнi науки. Випуск 18. К.: Iнститут держави i права iм. В. М. Корецького НАН Украiни, 2002. С. 262 - 265.

Таким образом, лизингодателями в первую очередь могут выступать финансовые учреждения. При этом распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 8 июля 2004 г. N 1515 утверждено Положение об установлении ограничений на совмещение деятельности финансовых учреждений по оказанию некоторых видов финансовых услуг. Учитывая предписания указанного Положения, а также законодательные акты, определяющие правовое положение отдельных видов финансовых учреждений, выступать лизингодателями по договорам финансового лизинга среди финансовых учреждений могут только лизинговые компании и банки. Что касается юридических лиц, не имеющих статуса финансовых учреждений, то распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 22 января 2004 г. N 21 утверждено Положение об оказании финансовых услуг по финансовому лизингу юридическими лицами - субъектами хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями. Согласно п. 2.1 указанного Положения юридическое лицо имеет возможность оказывать услугу финансового лизинга, если в предмете деятельности, определенном учредительными документами, предусмотрено занятие деятельностью по оказанию услуг финансового лизинга, а также при наличии: 1) внутренних правил по оказанию услуги по финансовому лизингу, утвержденных уполномоченным органом юридического лица в соответствии с учредительными документами; 2) квалифицированных работников, которые непосредственно осуществляют деятельность по финансовому лизингу (заключение, сопровождение и исполнение соответствующих договоров), которые имеют высшее образование по финансовым, экономическим или юридическим направлениям и не имеют непогашенной или неснятой судимости за корыстные преступления; 3) справки о взятии на учет юридического лица, выданной Госфинуслуг; 4) руководителей (учредителей), которые не имеют непогашенной или неснятой судимости за корыстные преступления. Из этого следует вывод, что на сегодняшний день законодательство в сфере финансовых услуг предусматривает существенные административные барьеры на пути развития финансового лизинга в Украине. Оптимальным решением этой проблемы, по мнению автора, стало бы исключение финансового лизинга из перечня финансовых услуг. Ведь основная юридическая направленность договора финансового лизинга состоит в предоставлении имущества в пользование, а не в оказании финансовых услуг. Этот вывод основан не только на теоретических соображениях, а прямо вытекает из Гражданского кодекса Украины, рассматривающего лизинг в качестве разновидности найма (аренды). Особо следует также отметить изменение подходов украинского законодателя в решении вопроса о существенных условиях договора финансового лизинга. Старая редакция Закона в ст. 7 закрепляла весьма обширный перечень существенных условий договора лизинга - 14 условий. Среди этих условий предусматривались и такие, которые не следовало бы квалифицировать в качестве существенных. Касаясь этой проблемы в контексте законодательства Российской Федерации, В. В. Витрянский правильно отметил, что вопрос о признании договора незаключенным в связи с отсутствием в нем одного из существенных условий затрагивается, как правило, недобросовестной стороной в ответ на полностью обоснованные попытки добросовестной стороны обязать контрагента исполнить свои обязательства надлежащим образом или применить к нему установленные меры ответственности. В связи с этим любое неоправданное расширение круга существенных условий (например, о перечне дополнительных услуг и т. д.) ухудшает положение стороны, которая добросовестно исполняет свои обязательства по договору, и не способствует стабильности договорных отношений <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества"(Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <18> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 602.

Позиция относительно целесообразности сокращения круга существенных условий договора финансового лизинга в законодательстве Украины была обоснована автором настоящей статьи в диссертационной работе <19>. В этом аспекте следует сказать, что одним из существенных позитивов новой редакции Закона Украины "О финансовом лизинге" стало сокращение перечня существенных условий договора финансового лизинга. В соответствии со ст. 6 Закона Украины "О финансовом лизинге" существенными условиями договора финансового лизинга признаются: -------------------------------- <19> См.: Якубiвський I. E. Договiр фiнансового лiзингу: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Львiв, 2003.

- предмет договора; - срок, на который лизингополучателю предоставляется право пользования предметом лизинга (срок лизинга); - размер лизинговых платежей; - другие условия, по которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Такое решение вопроса представляется более оправданным и в большей степени соответствующим принципу свободы договора, а также интересам участников имущественного оборота. В новой редакции Закона Украины "О финансовом лизинге" находят закрепление новые положения относительно лизинговых платежей: - в первую очередь предыдущая редакция Закона признавала в качестве существенных условия не только о размере лизинговых платежей, а и о их составе, графике уплаты, условиях пересмотра. Такая позиция, по мнению автора, была не совсем правильной. Более удачной представляется выделение как существенного условия договора финансового лизинга лишь условия об их размере, как это сделано в новой редакции Закона. Конечно же стороны по взаимному соглашению могут (но не обязаны) обусловить в договоре финансового лизинга график уплаты, состав и другие вопросы, касающиеся лизинговых платежей; - прежняя редакция Закона последовательно исходила из того, что лизинговые платежи должны быть периодическими. Такая позиция сужала пределы договорной свободы сторон относительно определения способа уплаты лизинговых платежей. По новой редакции Закона лизинговые платежи не обязательно должны быть периодическими - это может быть и единовременный платеж за весь срок пользования имуществом; - в ст. 16 предыдущей редакции Закона императивно закреплялся состав лизинговых платежей - перечень элементов, из которых должны были состоять лизинговые платежи. Такой подход не поддавался какому-либо разумному толкованию. Анализируя этот вопрос в контексте российского законодательства, В. В. Витрянский верно указал, что соответствующие положения Федерального закона "О лизинге" не похожи на нормы права, а, скорее, напоминают методику расчета общей суммы лизинга и конкретных лизинговых платежей <20>. Новая редакция украинского Закона закрепляет примерный состав лизинговых платежей, и такой подход представляется более отвечающим принципу свободы договора. В целом структура лизинговых платежей не имеет гражданско-правового значения. Отдельные особенности имеет правовое регулирование лизинговых платежей при осуществлении финансового лизинга сельскохозяйственной техники за счет бюджетных средств. Согласно п. 6 Порядка использования средств государственного бюджета, которые направляются на приобретение отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса на условиях финансового лизинга и меры по операциям финансового лизинга, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 г. N 1904, за пользование техникой лизингополучатели вносят плату (лизинговые платежи). Эта плата состоит из суммы на возмещение стоимости техники и суммы, которая выплачивается как вознаграждение лизингодателю за переданную в лизинг технику, которая не может превышать 10% ее невозмещенной стоимости. Денежные средства, которые поступают как лизинговые платежи от лизинговых операций за счет бюджетного финансирования в части возмещения стоимости техники, лизингодатели в 3-дневный срок переводят на счета, открытые в органах Госказначейства. Денежные средства, которые поступают от лизингополучателей как вознаграждение за переданную в лизинг технику, используются НАК "Украгролизинг" согласно смете. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества"(Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <20> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 597.

Представляется, что одной из основных проблем как украинского, так и российского законодательства о лизинге остается недостаточное урегулирование вопроса о правовом положении продавца (поставщика) лизингового имущества. Закон Украины "О финансовом лизинге" фактически только декларирует, что к числу субъектов лизинга относится, в частности, продавец. Однако в дальнейшем этот Закон о продавце вспоминает крайне редко. И только Гражданский кодекс Украины вмещает отдельную статью, специально посвященную разрешению вопроса об ответственности продавца (поставщика) предмета лизинга перед лизингополучателем (ст. 808). Между тем нужно исходить из того, что в правовой регламентации нуждаются не только отношения между лизингодателем и лизингополучателем, а и права и обязанности продавца по отношению к лизингодателю и лизингополучателю. Здесь уместно вспомнить Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, преамбула которой говорит о необходимости регулирования всего комплекса трехсторонних отношений между лизингодателем, пользователем и поставщиком. Эта позиция, выработанная международной практикой, была бы полезной для дальнейшего развития законодательства Украины о лизинге. Конечно, в рамках настоящей статьи невозможно охарактеризовать все проблемы, связанные с правовым регулированием лизинга в Украине. Однако представляется, что исследованные в ней вопросы будут способствовать усовершенствованию законодательства Украины о лизинге.

Название документа