Местной администрацией принято решение о предоставлении муниципальному унитарному предприятию субсидии на проведение работ по озеленению территории муниципального поселения. Правомерно ли подобное решение, в случае если оно принято без проведения соответствующих процедур по размещению заказа?

Ответ: Решение администрации о выделении из местного бюджета субсидии МУП на озеленение территории является неправомерным, поскольку благоустройство и озеленение территории поселения отнесены к вопросам местного значения, то есть к муниципальным нуждам. Кроме того, в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой.

Обоснование: Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) озеленение территории поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Закона N 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Пунктом 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из пп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

На основании ч. 1 ст. 54 Закона N 131-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Из ч. 2 указанной статьи следует, что муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.02.2012 по делу N А45-9905/2011 отметил, что согласно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения администрацией бюджетных средств предприятию без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку в данном случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 27.03.2012 по делу N А68-8052/2011 отметил, что работы, услуги для муниципальных нужд могут быть оказаны только путем размещения заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ, то есть посредством проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Несоблюдение указанного порядка оказания услуг для муниципальных нужд является нарушением названного Федерального закона, а также норм Федерального закона N 135-ФЗ, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 10.10.2011 по делу N А68-544/11 (Определением ВАС РФ от 13.01.2012 N ВАС-17082/11 по делу N А68-544/11 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Учитывая изложенное, решение местной администрации о выделении из местного бюджета субсидии МУП на озеленение территории, в случае если субсидия выделена без проведения соответствующих процедур по размещению заказа, является неправомерным.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

31.05.2012