В силу ст. ст. 16 - 18 ЖК РФ не завершенный строительством жилой дом не является жилищным фондом. При этом объект незавершенного строительства, в соответствии со ст. ст. 130, 219 ГК РФ, определен как объект недвижимости, право собственности на который возникает с момента государственной регистрации

Земельные участки с разрешенным видом использования под "не завершенный строительством жилой дом" предоставлены (приобретены) под объект недвижимости, процедура их предоставления не соответствует порядку предоставления (приобретения) земельных участков для целей строительства, установленному ст. 30 ЗК РФ (по результатам торгов).

Приватизация земельных участков, занятых "не завершенными строительством жилыми домами" на основании судебных решений, осуществляется по цене, установленной для собственников зданий, строений и сооружений. На территории города цена выкупа земельных участков равна пятикратной ставке земельного налога или 0,5% от кадастровой стоимости для собственников индивидуальных жилых домов.

Имеет ли право орган местного самоуправления установить ставку земельного налога как в отношении прочих земельных участков (1,5% от кадастровой стоимости) в отношении земельных участков, в правоустанавливающих документах на которые указано, что они предоставлены (приобретены) под "не завершенные строительством жилые дома", "фундаменты жилых домов" и иные объекты, не являющиеся жилищным фондом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 мая 2012 г. N 03-05-04-02/51

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о ставках земельного налога и сообщает следующее.

Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

При этом отмечаем, что установление ставки земельного налога в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, находится в прямой зависимости от целевого назначения земли и не связывает право на ее применение со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого дома.

Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 N 78-Впр03-3.

Учитывая изложенное, в том случае, если в правоустанавливающих документах на земельный участок определен такой вид разрешенного использования, как под "не завершенный строительством жилой дом" либо под "фундамент жилого дома", то в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Минэкономразвития России.

Таким образом, по вопросам, связанным с определением вида разрешенного использования земельного участка, следует обращаться в Минэкономразвития России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

31.05.2012