Негосударственное учреждение здравоохранения (НУЗ) является некоммерческой организацией. НУЗ получает целевые средства на ведение уставной деятельности от ТФОМС на выполнение программы государственных гарантий по медицинскому обслуживанию местного населения и целевые поступления от учредителя (ОАО). Также НУЗ осуществляет предпринимательскую деятельность
С 1 января 2012 г. ст. 267.3 НК РФ регулирует порядок формирования некоммерческими организациями резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Направление формирования такого резерва не конкретизировано.
Вправе ли некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться резерв предстоящих расходов в целях налога на прибыль, указать расходы на приобретение лекарств, медицинского оборудования, на ремонт основных средств, текущий ремонт помещений, на повышение квалификации и переобучение (но не по правилам, определенным в ст. 324 НК РФ) или на предстоящую индексацию заработной платы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2012 г. N 03-03-06/4/56
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с формированием в целях налогообложения прибыли организаций резервов, и сообщает следующее.
Для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, ст. 267.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено создание резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых некоммерческая организация вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать, в отношении каких видов расходов будет формироваться данный резерв.
Вместе с тем, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться данный резерв, вправе указать расходы, связанные с приобретением лекарств, медицинского оборудования, ремонтом основных средств.
Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным, например, ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ.
В этой связи формирование данного резерва производится в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств и резерва предстоящих расходов) неправомерно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
31.05.2012