В рамках выездной налоговой проверки организацию привлекли к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, касающихся деятельности правопредшественников организации. Данные организации были присоединены к проверяемой в результате реорганизации. Возражая против привлечения к ответственности, организация указала, что из буквального прочтения содержания решения налогового органа следует, что проверкой будет охвачена только деятельность самой организации, а не присоединенных к ней в результате реорганизации правопредшественников

Подлежит ли в рассматриваемой ситуации организация ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ? Обязан ли налоговый орган при назначении выездной налоговой проверки отдельно указывать на то, что будет проводиться проверка не только самой организации, но и присоединенных к ней ранее организаций?

Ответ: Организация, у которой в рамках выездной налоговой проверки налоговым органом были запрошены документы, касающиеся деятельности ее правопредшественников, присоединенных к ней в результате реорганизации, которые она не представила, подлежит ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. У налогового органа отсутствует обязанность при назначении выездной налоговой проверки отдельно указывать на то, что проверка будет проводиться не только в отношении самой организации, но и в отношении присоединенных к ней ранее организаций.

Обоснование: Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

На основании п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

В п. 2 ст. 50 НК РФ закреплено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

В Письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 указывается, что налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

Таким образом, к правопреемнику переходят все обязанности правопредшественника в случае реорганизации в форме присоединения с момента прекращения существования присоединенных организаций. Налоговый орган вправе проводить проверку правопредшественников за определенный период и не обязан указывать, что проводится проверка не только правопреемника, но и правопредшественников. Соответственно, правопредшественник обязан по запросу налогового органа представлять все документы, касающиеся деятельности присоединенных организаций.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 N 09АП-31654/2013 разъяснено, что у правопреемника имеется обязанность по представлению документов в части присоединенных к нему обществ, поскольку именно он является их правопреемником, а налоговый орган при назначении выездной налоговой проверки не обязан отдельно указывать на то, что будет проводиться проверка не только самого правопреемника, но и присоединенных к нему ранее организаций (которые при этом уже прекратили свою деятельность). Иной подход противоречил бы положениям ГК РФ в части, касающейся деятельности юридических лиц и действия круга прав и обязанностей. Необходимо учитывать, что переход к обществу при присоединении других обществ прав и обязанностей, взятых правопредшественниками, распространяется не только на сферу гражданского оборота, но и на публично-правовые обязанности (в том числе фискального характера).

Таким образом, последствия реорганизации в форме присоединения распространяются и на налоговые правоотношения между правопредшественником, правопреемником и налоговыми органами. Налоговый орган, назначая выездную налоговую проверку, не обязан указывать, что она будет проводиться не только в отношении организации, но и в отношении присоединенных к ней юридических лиц. Поэтому организация обязана по запросу налогового органа представлять документы, касающиеся деятельности последних. Соответственно, в рассматриваемой ситуации организация подлежит ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

15.04.2014