Какой срок установлен должностным лицам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю - членам проверочных комиссий при осуществлении проверки экспертных организаций в части соблюдения ими законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля при проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля? Может ли нарушение установленного срока проверки являться основанием для отмены ее результатов?

Ответ: В общем случае продолжительность плановых выездных проверок не может превышать 20 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Срок проведения проверки может быть продлен директором ФСТЭК России, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства не более чем на 15 часов.

В случае если при проведении проверок экспертных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, члены проверочных комиссий превысят установленные сроки проведения проверки, результаты такой проверки не смогут являться доказательствами нарушения обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Для случаев, когда сроки проведения проверки превышены в отношении экспертных организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, последствия в виде отмены результатов проверки по указанному основанию законодательством не предусмотрены.

Обоснование: Приказом ФСТЭК России от 26.09.2011 N 491 утвержден Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее - Административный регламент).

Из п. 20 Административного регламента следует, что продолжительность проверки (от даты начала и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней, что соответствует сроку проведения проверки, установленному ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

В случае если экспертная организация является субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, что соответствует сроку проведения проверки, установленному ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ.

На основании п. 21 Административного регламента с учетом сложности проверки, количества и объема проверяемых сведений на основании мотивированных предложений должностных лиц ФСТЭК России, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения проверки может быть продлен директором ФСТЭК России, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении субъекта малого предпринимательства не более чем на 15 часов.

Согласно п. 9 Административного регламента при проведении проверок члены проверочных комиссий не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

Пунктом 41 Административного регламента предусмотрено, что члены проверочной комиссии несут персональную ответственность за соблюдение установленного порядка и сроков проведения проверок.

На основании ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При этом необходимо учитывать, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится только нарушение требований, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства).

Учитывая изложенное, в случае если при проведении проверок экспертных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, члены проверочных комиссий превысят установленные сроки проведения проверки, результаты такой проверки не смогут являться доказательствами нарушения обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Для случаев, когда сроки проведения проверки превышены в отношении экспертных организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, последствия в виде отмены результатов проверки по указанному основанию законодательством не предусмотрены.

Р. Ю.Ермаков

Юридическая компания "Юново"

25.05.2012