Обязан ли вышестоящий налоговый орган принимать решение по ст. 140 НК РФ по жалобе налогоплательщика на акт, составленный нижестоящим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки?

Ответ: Вышестоящий налоговый орган, по нашему мнению, не обязан принимать решение по ст. 140 Налогового кодекса РФ по жалобе налогоплательщика на акт, составленный нижестоящим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки. При этом налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Обоснование: В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

На основании п. 1 ст. 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 140 Кодекса по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

Пленум ВАС РФ в п. 48 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что при толковании ст. ст. 137 и 138 Кодекса (право и порядок судебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц) следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в ст. ст. 100, 101.1 (п. 1) Кодекса. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Согласно п. 2 Письма МНС России от 24.08.2000 N ВП-6-18/691@ обжалуемым актом налогового органа является его решение, а не акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 Кодекса.

В связи с этим предусмотренное пп. 2 п. 2 ст. 140 Кодекса право вышестоящего налогового органа отменить акт налогового органа по результатам рассмотрения жалобы указывает на обязанность вышестоящего налогового органа отменить именно решение нижестоящего налогового органа.

На основании вышеизложенного вышестоящий налоговый орган не обязан принимать решение по ст. 140 Кодекса по жалобе налогоплательщика на акт, составленный нижестоящим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки.

При этом порядок обжалования акта, составленного по результатам налоговой проверки, установлен в п. 6 ст. 100 Кодекса, согласно которому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

А. Р.Мкртумян

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

25.05.2012