Предусмотрена ли административная ответственность за необоснованный отказ энергоснабжающей (сетевой) организации, не являющейся хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, физическому лицу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, если отсутствуют ограничивающие конкуренцию согласованные действия, координация экономической деятельности?

Ответ: Административная ответственность за необоснованный отказ энергоснабжающей (сетевой) организации, не являющейся хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, физическому лицу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, если отсутствуют ограничивающие конкуренцию согласованные действия, координация экономической деятельности:

- до 18.12.2011 - не предусмотрена;

- после 18.12.2011 - установлена ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. п. 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Статья 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, ст. 14.31.1 КоАП РФ - за злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, а ст. 14.32 - за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности.

КоАП РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 403-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Закон N 403-ФЗ) не установлена административная ответственность за необоснованный отказ энергоснабжающей (сетевой) организации физическому лицу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

Законом N 403-ФЗ гл. 9 КоАП РФ дополнена ст. 9.21, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения.

На основании ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (в ред. Закона N 403-ФЗ) нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.32 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как указано в ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (в ред. Закона N 403-ФЗ), повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Закон N 403-ФЗ вступает в силу 18.12.2011 (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo. gov. ru, 07.12.2011).

Таким образом, с 18.12.2011 ст. 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за необоснованный отказ энергоснабжающей (сетевой) организации физическому лицу в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

Дополнительно отметим, что согласно п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, согласно которому, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

24.05.2012