Соответствует ли дистанционная продажа ювелирных изделий, в том числе через интернет-магазин, действующему законодательству?

Ответ: На территории России ограничен оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

Следовательно, при продаже ювелирных изделий можно говорить об их свободной реализации. Поэтому дистанционный способ продажи подобных товаров является законным.

Обоснование: Правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом устанавливается Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ). Другими важнейшими нормативными актами являются Постановление Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением"; Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756; Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419 "Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа", от 27.02.2003 N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" и некоторые другие нормативно-правовые акты.

Драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а природными драгоценными камнями - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Кроме того, в соответствии с Законом N 41-ФЗ к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням"). Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Законом N 41-ФЗ (п. 3 ст. 22).

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Правила обращения золота в зависимости от его вида и состояния могут существенно отличаться. Например, на оборот ювелирных изделий не распространяются ограничения, которые применяются в отношении стандартных и мерных слитков, руды драгоценных металлов и самородков.

К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали (п. 2 Положения о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утвержденного Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146).

При продаже ювелирных изделий дистанционным способом (через Интернет) нужно обратить внимание на некоторые ограничения, установленные действующим законодательством для реализации товаров подобным способом. Согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612) продажей такого рода признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

На основании п. 5 указанных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Ограничение оборотоспособности в соответствии с п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускается только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, установленном законом. Это означает, что в законе должны предусматриваться исходные критерии отнесения объектов к ограниченно оборотоспособным и указываться государственные органы, уполномоченные определять конкретные их виды.

Порядок обращения драгоценных металлов в России регулируется Законом N 41-ФЗ. Нормы этого Закона не предусматривают лицензирование деятельности по розничной продаже ювелирных изделий. Однако Законом N 41-ФЗ предполагается ведение федерального пробирного надзора (ст. 13 Закона N 41-ФЗ). Так, федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей и включает специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Порядок осуществления такого учета закреплен в Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденной Приказом Минфина России от 16.06.2003 N 51н (далее - Инструкция). Согласно положениям Инструкции организации и индивидуальные предприниматели перед осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями встают на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию (п. 2 Инструкции).

На основании вышеизложенного драгоценные металлы и драгоценные камни можно отнести к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, поскольку на них распространен разрешительный порядок ведения деятельности по их реализации. Однако понятие "изделия из драгоценных металлов" не тождественно понятию "ювелирное изделие", поскольку законодательством определены четкие критерии отнесения изделий из драгоценных металлов к ювелирным. На оборот ювелирных изделий не распространяются соответствующие ограничения.

На территории России ограничен оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

Следовательно, при продаже ювелирных изделий можно говорить об их свободной реализации. Поэтому дистанционный способ продажи подобных товаров является законным.

Что же касается Указа Президента РФ от 22.02.1992 N 179, которым утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, то в данный Перечень не входит понятие "ювелирные изделия", а входит понятие "изделия из драгоценных металлов". Понятие "изделия из драгоценных металлов" не тождественно понятию "ювелирное изделие", поскольку законодательством определены четкие критерии отнесения изделий из драгоценных металлов к ювелирным.

Кроме того, названный Указ Президента РФ в контексте ст. 129 ГК РФ не может ограничивать оборот объектов гражданских прав, поскольку не является законом.

К тому же если обратиться к Уголовному кодексу РФ, в частности к ст. 191, где идет речь о наказании за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, то предметом преступлений по ст. 191 УК РФ являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных и драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, не завершенной производством готовой продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.). Исходя из смысла закона и грамматического толкования можно полагать, что ст. 191 УК РФ к предмету преступления не относит ювелирные и иные бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, к таковым относятся ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и культа, часы, портсигары, табакерки, чернильные приборы и т. д. Нельзя считать предметом рассматриваемых преступлений также сусальное золото, оружие, ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней или с их использованием (Постановление Правительства РФ от 18.06.1999 N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов").

Что, на наш взгляд, лишний раз подтверждает мнение о нетождественности понятия "ювелирные изделия" и понятия "изделия из драгоценных металлов", которые имеют разные правовые режимы.

А. С.Герасимова

РУНА

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

22.05.2012