Организация имеет несколько территориально обособленных подразделений, являющихся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

У организации истек срок действия разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Будут ли штрафные санкции взыскиваться по каждому подразделению и по каждому загрязняющему веществу?

Ответ: Если организация имеет несколько территориально обособленных подразделений, являющихся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и у нее истек срок действия разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по нашему мнению, штрафы за отсутствие разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будут взыскиваться по каждому обособленному подразделению организации.

В случае отсутствия разрешения штрафы могут взыскиваться за каждое загрязняющее вещество, подлежащее нормированию.

Обоснование: Административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения установлена ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 288, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) юридического лица. Следовательно, разрешение должно выдаваться каждому обособленному подразделению (по каждой отдельной производственной территории).

Таким образом, по нашему мнению, штрафы за отсутствие разрешений будут взыскиваться по каждому обособленному подразделению организации.

Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на отдельных производственных территориях, указываются в приложениях к разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разрешается.

Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, указан в Приложении N 2 к Приказу Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (далее - Перечень).

Следовательно, по нашему мнению, в случае отсутствия разрешения штрафы могут взыскиваться за каждое загрязняющее вещество, указанное в Перечне, которым организация загрязняет воздух.

Косвенно данный вывод, по нашему мнению, подтверждается Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 07АП-8264/11 по делу N А45-11877/2011, согласно которому выбросы загрязняющего вещества, входящего в Перечень, подлежат нормированию в качестве отдельного нормируемого вещества в силу императивной нормы Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579.

С. М.Дмитричева

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

21.05.2012