Некоммерческое партнерство (далее - партнерство) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы"
В 2011 г. партнерство участвовало в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций на получение субсидии из федерального бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных программой партнерства.
Партнерство признано одним из победителей конкурса. В связи с этим в декабре 2011 г. было заключено соглашение о предоставлении партнерству субсидии на осуществление в субъектах РФ мероприятий по оказанию информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций; на обеспечение открытости для всеобщего ознакомления информационных и методических материалов, разработанных в рамках осуществления предусмотренных программой мероприятий, и на проведение для работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций семинаров по правовым вопросам.
В п. 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В п. 2 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено, что субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
В соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям.
В каком порядке партнерство должно учесть при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, сумму указанной субсидии?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2012 г. N 03-03-06/4/39
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей применения упрощенной системы налогообложения субсидии, полученной некоммерческим партнерством на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Статьей 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В соответствии с п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как следует из запроса, субсидии из федерального бюджета предоставляются некоммерческому партнерству безвозмездно на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.
В этой связи, по мнению Департамента, указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ при выполнении условий, установленных данным пунктом ст. 251 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
18.05.2012