Орган местного самоуправления - заказчик в конкурсной документации в качестве одного из критериев оценки заявок указал качество услуг. При этом в конкурсной документации отсутствует описание системы балльных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по указанному критерию. Правомерно ли неуказание в конкурсной документации подобных сведений?

Ответ: Неуказание в конкурсной документации описания системы балльных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по критерию качество услуг, в случае если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией, неправомерно. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой.

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта.

При этом согласно п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть качество услуг.

На основании ч. 4.1 указанной статьи конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Из п. 26 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила), следует, что оценка заявок по критерию качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг. Содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с ч. 4.1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 28 Правил для определения рейтинга заявки по критерию качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг в конкурсной документации устанавливаются:

а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;

в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.11.2011 по делу N А56-73805/2010 отмечает, что отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявки по критерию качество услуг препятствует созданию объективных условий оценки конкурсных предложений и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса - выявлению лучших условий выполнения контракта.

Следовательно, неуказание в конкурсной документации описания системы балльных оценок, порядка присвоения баллов той или иной заявке по "неценовому" критерию неправомерно (см. также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.11.2011 по делу N А75-341/2011, ФАС Уральского округа от 01.07.2011 N Ф09-3744/11 по делу N А60-32307/2010).

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

16.05.2012