Организация, применяющая общую систему налогообложения, в декабре 2011 г. подала в налоговый орган заявление о переходе на УСН с 2012 г. В заявлении был указан размер доходов за девять месяцев 2011 г., а также средняя численность работников за указанный период и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября 2011 г. Несмотря на то что заявление было подано позже установленного срока, организация с 1 января 2012 г. стала применять УСН. В ходе камеральной проверки, проводимой после начала применения организацией УСН, налоговый орган доначислил организации налоги по общей системе налогообложения и привлек к ответственности за их неуплату. Правомерно ли привлечение к ответственности?

Ответ: По мнению судов, привлечение к ответственности за неуплату налогов по общей системе налогообложения организации, обратившейся с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения позже установленного срока, является неправомерным. Контролирующие органы в последних разъяснениях отмечают, что организации, пропустившие срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, смогут применять ее только со следующего года. Однако суды с этим не согласны.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организация переходит на упрощенную систему добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Отметим, что НК РФ не устанавливает пресекательного срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему, пропуск которого влечет отказ в переходе на УСН. Для перехода на упрощенную систему необходимо соблюсти следующие условия, установленные в ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ. В частности, организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев 2011 г., в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ). Более того, заявление о применении упрощенной системы носит уведомительный характер и право применять УСН не зависит от решения налогового органа. На это прямо указывало УФНС России по г. Москве в разъяснениях вновь зарегистрированному предпринимателю, подавшему заявление с нарушением 5-дневного срока (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письмо от 31.12.2009 N 20-14/2/139728@). И все эти аргументы применимы в ситуации, когда нарушен срок подачи заявления, установленный п. 1 ст. 346.13 НК РФ (с 1 октября по 30 ноября).

Вместе с тем позже УФНС России по г. Москве давало иные разъяснения, указывая, что вновь созданные организации, пропустившие 5-дневный срок подачи заявления о переходе на УСН, не получают права на ее применение и могут начать применять УСН только с того года, в канун которого подадут заявление с 1 октября по 30 ноября (Письмо от 24.02.2010 N 16-15/018497). Соглашается с этим и Минфин России (Письмо от 24.03.2010 N 03-11-11/75). Хотя судебная практика по вопросу применения УСН при нарушении установленного п. 2 ст. 346.13 НК РФ 5-дневного срока подачи заявления вновь зарегистрированными организациями и предпринимателями сложилась уже давно в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 N А52-2827/2010, от 17.01.2011 N А66-6706/2010, от 13.04.2010 N А66-9342/2008, от 31.07.2008 N А42-6374/2007, ФАС Московского округа от 27.08.2009 N КА-А40/6972-09, ФАС Поволжского округа от 07.04.2009 N А55-16471/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 N А43-495/2007-30-30).

Что касается судебной практики по вопросу нарушения срока, установленного п. 1 ст. 346.13 НК РФ (с 1 октября по 30 ноября), то суды указывают, что налоговому органу не предоставлено правомочие запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, а НК РФ не предусмотрено такое основание для отказа налогоплательщику в применении УСН, как пропуск срока подачи заявления в налоговый орган (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2009 N Ф03-3432/2009, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 N А70-2763/2010).

Правда, в одном деле суд согласился с тем, что налогоплательщик не может применять УСН с начала года, если заявление было подано с нарушением указанного срока. Однако в этом споре решающим моментом стало то, что предприниматель, хотя и выбрала систему налогообложения в виде УСН, при этом фактически такую систему налогообложения в течение самого налогового периода не применяла, не исчисляла и не уплачивала авансовые платежи по налогу (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 N А05-2766/2011).

Таким образом, на наш взгляд, несмотря на то что организация подала заявление о переходе с общей на упрощенную систему налогообложения в 2011 г. с пропуском установленного срока, при соблюдении условий, установленных в ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ, она вправе с 2012 г. применять упрощенную систему. И если организация реально применяла УСН, в частности, вела книгу учета доходов и расходов, платила авансовые платежи, привлечение организации к ответственности за неуплату налогов по общей системе налогообложения неправомерно (ст. ст. 346.21, 346.24 НК РФ).

Однако, учитывая изложенное, не исключено, что организации придется отстаивать в суде неправомерность привлечения к ответственности за неуплату налогов по общей системе налогообложения в ситуации с подачей заявления о переходе с общей системы налогообложения на УСН позже установленного срока.

С. М.Аипкин

Издательство "Главная книга"

15.05.2012