Работнику организации выплачивается вознаграждение за время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия в качестве присяжного заседателя

Признается ли такое вознаграждение объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды?

Ответ: Поскольку вознаграждение за время исполнения обязанностей присяжного заседателя выплачивается вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, оно объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не признается.

Обоснование: Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения. Основание - ч. 2 данной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантий при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и других), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в частности, при исполнении государственных или общественных обязанностей.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей (ч. 2 указанной статьи).

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ предоставить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Об этом говорится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон N 113-ФЗ).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение. Его выплата производится в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период (ч. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются (ч. 3 указанной статьи).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Это следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г. Основание - Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.".

В 2012 - 2013 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в ст. ст. 58 и 58.1 Закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов.

В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

- в Пенсионный фонд РФ - 22%;

- в Фонд социального страхования РФ - 2,9%;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% (ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

- в Пенсионный фонд РФ - 10%;

- в Фонд социального страхования РФ - 0%;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0%. Это следует из положений ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.05.2012