В организации локальным нормативным актом установлен ряд причин, которые признаются уважительными для предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Правомерно ли данное положение локального нормативного акта?

Ответ: Положение локального нормативного акта, устанавливающего ряд причин, которые признаются уважительными для предоставления отпуска без сохранения заработной платы, правомерно, так как оно не противоречит нормам трудового законодательства и не ухудшает права работников.

Обоснование: Как установлено нормами ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, в организации могут приниматься не противоречащие трудовому законодательству локальные нормативные акты, которые регламентируют определенные особенности осуществления трудовых отношений в конкретной организации.

Частью 1 ст. 128 ТК РФ установлено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Следовательно, перечень причин, являющихся уважительными и дающих работнику право на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, законодательно не определен.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Из приведенного выше следует, что положение локального нормативного акта о предоставлении работнику по его заявлению отпуска без сохранения заработной платы при наличии причин, указанных в данном документе, не противоречит нормам трудового законодательства и не ухудшает по сравнению с ним права работников.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.05.2012