Новации в регулировании первичного публичного размещения акций

(Елизарова Н. В., Коршунов Н. М.)

("ЭЖ-Юрист", 2006, N 31)

("Юрист", 2006, N 8)

Текст документа

НОВАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО

РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

Н. В. ЕЛИЗАРОВА, Н. М. КОРШУНОВ

Наталья Валерьевна Елизарова, аспирант МГИУ.

Николай Михайлович Коршунов, рецензент, докт. юрид. наук, профессор.

С начала 2006 г. был принят и вступил в силу ряд нормативных актов, внесших изменение в законодательство о рынке ценных бумаг. Настоящая статья не претендует на полный анализ всех нововведений. Мы остановимся лишь на некоторых вопросах, возникающих в процессе проведения первичного публичного размещения ценных бумаг, а конкретно - акций.

В числе новых норм Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" можно выделить следующие:

1. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 25 ФЗ "О рынке ценных бумаг", эмитент вправе в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, представить в регистрирующий орган как отчет об итогах выпуска, так и уведомление, являющееся основанием для выдачи регистрирующим органом выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг. Данное нововведение позволяет значительно сократить время начала обращения ценных бумаг.

Необходимо отметить, что данное положение не распространяется на эмиссию акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемую эмитентами, являющимися кредитными организациями.

2. В уведомлении наряду с информацией, содержащейся в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, необходимо указать:

- наименование и место нахождения фондовой биржи, на которой осуществлен листинг размещенных эмиссионных ценных бумаг;

- дату листинга размещенных эмиссионных ценных бумаг.

3. Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг подписывается:

- лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента;

- главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции).

Кроме того, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) подписывается также брокером, оказывавшим услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Подписанты тем самым подтверждают достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

4. Определена ответственность лиц, подписывающих отчет об итогах выпуска ценных бумаг и уведомление об итогах выпуска ценных бумаг: при наличии вины указанные лица несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими.

В соответствии с изменениями, внесенными в Приказ ФСФР РФ от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н "Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг", помимо котировальных списков "А" и "Б", появился котировальный список "В".

Включение акций в последний, предусмотренный специально для целей проведения первичного публичного размещения, осуществляется только при соблюдении достаточно жестких требований:

акции эмитента впервые размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения сделок, направленных на отчуждение акций;

эмитент существует не менее трех лет;

у эмитента отсутствуют убытки по итогам двух лет из последних трех;

количество размещаемых (предлагаемых для публичного обращения) акций составляет не менее 10 процентов общего количества обыкновенных акций эмитента (указанное условие применяется только для включения в котировальный список обыкновенных акций);

эмитент соблюдает ряд определенных требований, предусмотренных в вышеуказанном Положении, в том числе предоставляет фондовой бирже информации о соблюдении этих требований;

эмитент обязуется представлять фондовой бирже список аффилированных лиц эмитента и его регулярное обновление;

эмитент обязуется представлять фондовой бирже копии уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) этих акций не позднее чем на следующий день с момента представления такого уведомления в Федеральную службу.

Следует обратить внимание на то, что включение акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 6 месяцев, с даты принятия фондовой биржей решения о включении таких акций в указанный котировальный список. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой котировальный список (в список ценных бумаг, допущенных к торгам без прохождения процедуры листинга) при условии соответствия акций и эмитента требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий котировальный список (для допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга).

Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, коснулись:

1. Обеспечения прав акционеров при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, а именно преимущественного права приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Стоит отметить, что данные нововведения не распространяются на общества с одним акционером.

2. Уточнения порядка осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и возможности определения цены размещения после окончания срока действия преимущественного права (такой срок не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления).

В этом случае уведомление должно содержать сведения о сроке оплаты ценных бумаг, который не может быть менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения.

3. Порядка уведомления лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, о возможности осуществления ими преимущественного права в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах", для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Уведомление должно содержать сведения о количестве размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, цене их размещения или порядке определения цены размещения (в том числе о цене их размещения или порядке определения цены размещения при осуществлении преимущественного права приобретения), порядке определения количества ценных бумаг, которое вправе приобрести каждое лицо, имеющее преимущественное право их приобретения, порядке, в котором заявления таких лиц о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть поданы в общество, и сроке, в течение которого такие заявления должны поступить в общество.

Рассматривая изменения, произошедшие в регулировании Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н, можно выделить следующие:

1. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент может предусмотреть адресованное неограниченному кругу лиц приглашение делать предложения (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг. При этом такие предложения должны содержать цену приобретения и количество ценных бумаг, которое лицо, подающее оферту, обязуется приобрести по указанной цене, и/или согласие такого лица приобрести указанное в оферте количество ценных бумаг по цене, определенной (определяемой) эмитентом в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг. После истечения установленного срока для подачи предложений (оферт) о приобретении ценных бумаг эмитент определяет цену размещения (если она не была определена ранее) и направляет ответ о принятии предложения (акцепт) лицам, выбранным по его собственному усмотрению. При этом в случае предоставления при таком размещении преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг у лиц, осуществляющих указанное преимущественное право, сохраняется приоритет при приобретении размещаемых ценных бумаг по отношению к иным инвесторам.

2. Установлена возможность зачисления размещаемых ценных бумаг на счет брокера, оказывающего эмитенту услуги по размещению ценных бумаг. В этом случае с момента зачисления ценных бумаг на счет брокера такие ценные бумаги признаются размещенными, и брокер обязан их перевести на счет приобретателя (лица, заключившего договор о приобретении ценных бумаг в ходе их размещения) в срок на условиях и в порядке, которые установлены решением о выпуске ценных бумаг. Указанный механизм соответствует общепринятой практике, максимально сокращает и упрощает процесс размещения ценных бумаг.

Среди новаций, внесенных в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н, можно выделить следующие требования:

установлены особенности раскрытия информации, возникающие в связи с возможностью представления эмитентом в ФСФР России уведомления об итогах выпуска ценных бумаг и отсутствием в этом случае необходимости в государственной регистрации отчета об итогах выпуска. В этом случае информация будет раскрываться эмитентом на этапе представления в ФСФР России уведомления об итогах выпуска в форме сообщения о существенном факте "сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг", а также путем опубликования текста уведомления на странице в сети Интернет;

определены особенности раскрытия информации в процессе эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами РФ. В этом случае необходимо раскрывать информацию, предоставляемую соответствующему органу, регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и иным организациям в соответствии с иностранным правом для ее раскрытия среди неограниченного круга лиц. Раскрытие такой информации должно осуществляться российским эмитентом путем опубликования текста документов, содержащих указанную информацию, на странице в сети Интернет в срок не позднее даты раскрытия этой информации в соответствии с иностранным правом среди неограниченного круга лиц.

Резюмируя, можно сказать, что в свете последних изменений в законодательстве РФ, регулирующем осуществление процедуры первичного публичного размещения акций российскими компаниями на отечественном фондовом рынке, хотя и с некоторым отставанием, развивается. В данном направлении должен быть сделан еще целый ряд шагов, и в ближайшее время мы вправе ожидать от законодателя разрешения большинства юридических коллизий в этом экономически значимом направлении. Законодатель должен своевременно отреагировать на современные тенденции и новшества в биржевой сфере, что, в свою очередь, позволит привлечь инвестиции в экономику через ценные бумаги, мобилизовать денежные средства инвесторов для цели организации и расширения производства, создать единую законодательную базу функционирования фондового рынка, экономически активизировать население и т. д.

------------------------------------------------------------------

Название документа