Об определении лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования в целях исчисления водного налога

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 мая 2012 г. N ЕД-4-3/7611@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и с учетом Письма Федерального агентства по недропользованию от 22.03.2012 N ПС-06-28/2811 сообщает следующее.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ч. 1 ст. 11 Закона).

Предоставление лицензий на пользование участками недр с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических нужд регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденным Приказом МПР России от 29.11.2004 N 710 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 4 Порядка при получении лицензии заявитель должен предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).

На основании этих сведений и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора.

В связи с тем что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических целей, как правило, осуществляется в пределах одного участка из одних и тех же скважин, распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием, особенно с учетом перспективной потребности, не представляется возможным.

ОАО имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением - добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр района.

Согласно лицензионному соглашению добыча подземных вод осуществляется посредством двух действующих (N N 2 и 3) и одной резервной (N 1) скважин.

Подпунктом соглашения установлен предельно допустимый водоотбор - 450,0 куб. м/сутки (по 225,0 куб. м/сутки на каждую действующую скважину).

Неотъемлемой составной частью лицензии является Расчет обоснованной потребности в подземных водах для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и хозяйственно-бытового, технологического обеспечения водой промышленных объектов в станции на 2009 г.

В связи с тем что в лицензии не были установлены лимиты водопотребления, в том числе с разбивкой по целям водопользования, с учетом п. 2 ст. 333.12 Кодекса ОАО при исчислении водного налога распределяло лимиты самостоятельно, отражая в декларациях по водному налогу лимит водозабора для водоснабжения населения исходя из фактического потребления воды населением, остальную часть квартального лимита - по водопотреблению для прочих нужд.

Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса, а также разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При определении значения квартального (годового) лимита водозабора для производственного использования фактически не должны приниматься во внимание объемы забора воды для водоснабжения населения, так как в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога гл. 25.2 Кодекса не предусмотрено.

Данная позиция согласована с Минфином России.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей в соответствии с утвержденным техническим проектом (проектом водозабора), прошедшим экспертизы и согласования, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы.

При этом схема водозабора, включая количество эксплуатационных и резервных скважин и величину водоотбора из них, а также очередность и режим работы скважин определяются при подсчете запасов подземных вод и устанавливаются в проекте водозабора.

Действующим законодательством о недрах не предусмотрено требование дифференциации в лицензии на пользование недрами водоотбора по конкретным скважинам и целевому назначению использования подземных вод.

Таким образом, если водозабор осуществляется из нескольких скважин, расположенных на одном участке недр и имеющих одну лицензию на право пользования недрами, то объектом обложения водным налогом следует признать забор воды в целом по участку недр.

При этом в налоговой декларации следует указать квартальный лимит также по участку недр, рассчитанный в соответствии с п. 2 ст. 333.12 Кодекса.

Обращаем внимание, что учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, предусмотрен в форме государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз), обязательной для всех пользователей недр (водопользователей).

Кроме того, водоснабжение населения и предприятий осуществляется на основании договоров на поставку воды для тех или иных нужд.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д. В.ЕГОРОВ

10.05.2012