Организация признана банкротом, в отношении ее открыто конкурсное производство. Произошла смена конкурсного управляющего. Новый конкурсный управляющий обратился в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - фонд) за получением данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом. Фонд отказал конкурсному управляющему в предоставлении указанной информации, сославшись в своем решении на то, что она носит конфиденциальный характер. Конкурсный управляющий указывает, что у него нет другого способа получить запрашиваемые данные (предыдущий конкурсный управляющий их не передал). Правомерен ли в представленном случае отказ фонда в предоставлении конкурсному управляющему информации по указанному основанию?

Ответ: Считаем, что отказ фонда в представлении новому конкурсному управляющему данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом является неправомерным в ситуации, когда предыдущий конкурсный управляющий эти данные не передал. Конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя организации и, соответственно, имеет право на получение запрашиваемых сведений о работниках. Законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.

Согласно ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховщик имеет право осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в электронной форме. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме устанавливается с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда; вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании; осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации.

В представленном случае отделение фонда отказало организации в предоставлении указанной информации, сославшись в своем отказе на то, что она носит конфиденциальный характер.

Пункт 3 ч. 3 ст. 6 Закона N 149-ФЗ гласит, что обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.

Пункт 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ гласит, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Таким образом, считаем, что в представленном случае фонд выступает в качестве оператора персональных данных.

Часть 1 ст. 5 Закона N 152-ФЗ гласит, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом N 152-ФЗ. Обработка персональных данных допускается в случаях, когда такая обработка необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 N А65-17722/2012 суд в отношении аналогичной ситуации указывает следующее: судебными инстанциями установлено, что иной возможности получить запрашиваемые сведения у конкурсного управляющего не имеется. Запрошенные сведения необходимы конкурсному управляющему обществом для надлежащего проведения процедуры конкурсного производства, сдачи отчетности по работникам должника, уплаты предусмотренных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. При изложенных выше обстоятельствах, учитывая наличие у учреждения сведений обо всех отчислениях на работников общества, право арбитражного управляющего на получение информации на основании запроса, отсутствие законодательного запрета на предоставление испрашиваемой информации Пенсионным фондом страхователю, каковым является общество, судебные инстанции пришли к выводу, что у учреждения отсутствовали правовые основания для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрошенных сведений. Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованных судебных актов. Указание на отсутствие законодательной обязанности по предоставлению сведений иным лицам, кроме застрахованного лица, не лишает конкурсного управляющего прав на истребование необходимой информации. Кроме того, как обоснованно указали судебные инстанции, законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации. Ссылки учреждения на конфиденциальность информации также не свидетельствуют о неправомерности судебных актов. Конкурсным управляющим обществом у учреждения запрошена информация, предоставленная ранее самим обществом, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения конфиденциальности имеющейся у учреждения информации. Ссылаясь при этом на необходимость защиты информации, учреждение не учитывает, что конкурсный управляющий в силу закона исполняет обязанности руководителя общества.

Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание представленную судебную практику, считаем, что в указанной ситуации отказ фонда в представлении новому конкурсному управляющему запрашиваемой информации является неправомерным. Конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя организации и, соответственно, имеет право на получение запрашиваемых сведений о работниках. Законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации.

А. А.Филонов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.04.2014