В ООО работает работник, на содержании которого находятся трое несовершеннолетних детей. В 2011 г. данному работнику по его заявлению предоставлялись стандартные налоговые вычеты на детей в размере 1000 руб. на каждого ребенка. При этом заявление на предоставление вычета по НДФЛ было сформулировано следующим образом: "Прошу предоставить мне стандартные налоговые вычеты на детей, в том числе 1000 руб. - на первого ребенка, 1000 руб. - на второго ребенка, 1000 руб. - на третьего ребенка"

Начиная с 22.11.2011 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в ст. 218 НК РФ, в соответствии с которыми стандартный налоговый вычет на третьего ребенка с 1 января 2011 г. составляет 3000 руб.

Работник в ноябре 2011 г. не писал нового заявления на предоставление вычета на детей (с указанием увеличенных сумм вычетов).

Полагая, что для предоставления в 2011 г. вычета по НДФЛ на третьего ребенка в размере 3000 руб. необходимо новое заявление работника, организация в ноябре и декабре 2011 г. предоставила работнику вычет на третьего ребенка в размере 1000 руб., пересчет НДФЛ за 2011 г. с применением увеличенных сумм вычетов также не производился.

Правомерны ли действия организации и если нет, то как исправить допущенные ошибки? Должна ли была организация пересчитать НДФЛ по данному работнику в 2011 г. при условии, что работник не представлял нового заявления с указанием увеличенной суммы вычета? Вправе ли работник в 2012 г. реализовать право на получение стандартного налогового вычета на третьего ребенка в сумме 3000 руб. за весь 2011 г. и если да, то каким образом?

Ответ: Если в 2011 г. заявление работника, имеющего троих детей, на предоставление вычета по НДФЛ было сформулировано следующим образом: "Прошу предоставить мне стандартные налоговые вычеты на детей, в том числе 1000 руб. - на первого ребенка, 1000 руб. - на второго ребенка, 1000 руб. - на третьего ребенка", и работник новое заявление (с учетом изменений законодательства) не писал, действия налогового агента, не изменившего размер предоставляемых налогоплательщику стандартных вычетов в связи с отсутствием соответствующего заявления от последнего, следует признать правомерными.

Налогоплательщику, которому стандартные налоговые вычеты были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом РФ, по окончании налогового периода следует подать в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию с приложением к ней заявления о предоставлении вычетов в полном размере и документов, подтверждающих право на такие вычеты. Перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в полном размере, перерасчет и возврат излишне удержанной суммы НДФЛ будет произведен налоговым органом.

Обоснование: Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).

В отсутствие заявления стандартные налоговые вычеты не предоставляются независимо от того, располагает ли налоговый агент информацией о наличии у налогоплательщика детей. Это означает также и то, что вычеты предоставляются в размерах, указанных налогоплательщиком в заявлении.

Следовательно, в ситуации, когда размер стандартных вычетов, предоставляемых на третьего ребенка и последующих детей налогоплательщика, а также на ребенка-инвалида, изменился задним числом (стандартные вычеты в размерах, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", применяются с 1 января 2011 г.), перерасчет налоговой базы с применением нового размера вычетов мог быть произведен только на основании соответствующего заявления налогоплательщика. В отсутствие заявления об изменении размера стандартных вычетов налоговый агент должен был предоставлять вычеты в прежних размерах.

Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Таким образом, если работник не представил налоговому агенту заявление на перерасчет налоговой базы с учетом нового размера стандартных вычетов и на возврат излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога в 2011 г., то работник вправе по окончании налогового периода обратиться в налоговый орган с декларацией, приложив к ней заявление и документы, подтверждающие право на стандартные вычеты. Перерасчет налоговой базы, суммы налога и возврат излишне удержанного НДФЛ будет произведен налоговым органом.

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

07.05.2012