Организация (автосалон) занимается продажей новых автомобилей иностранного производства. В целях привлечения покупателей она проводит различные сезонные акции (например, в осенне-зимний сезон каждому покупателю одновременно с приобретением нового автомобиля предлагает в подарок комплект новых зимних шин). Как организации в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы по приобретению ею комплектов зимних шин и по передаче их покупателям в подарок?

Ответ: Если организация в рамках осуществляемой ею деятельности по продаже новых автомобилей в осенне-зимний сезон каждому покупателю одновременно с приобретением автомобиля предлагает в подарок комплект новых зимних шин и это предложение подарочных шин непосредственно направлено на привлечение большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов, она вправе учитывать в целях исчисления налога на прибыль затраты на приобретение ею комплектов зимних шин и по передаче их покупателям в подарок в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в том числе относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

На основании п. 1 Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности клиентов" (введено в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) программы лояльности клиентов используются предприятиями для обеспечения клиентов средствами поощрения для покупки их товаров или услуг.

По нашему мнению, проведение сезонных акций, указанных в вопросе, и подобных программ лояльности направлено на одну цель - привлечение с помощью их дополнительного внимания покупателей к налогоплательщику и его товарам.

В связи с этим считаем возможным сослаться на позицию Минфина России по применяемым налогоплательщиками программам лояльности (накоплении покупателями при приобретении товаров баллов, на которые они могут получить вознаграждение (подарок)).

Минфин России отмечает, что затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов. Если затраты организации в виде оплаты стоимости товаров, передаваемых использующим услуги организации клиентам, отвечают приведенным выше требованиям, то они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Письма Минфина России от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86, от 04.08.2009 N 03-03-06/1/513).

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 31.08.2009 N 03-03-06/1/555 по отношению к затратам на подарочные sim-карты.

Также налогоплательщику необходимо учитывать, что на основании п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14.07.2010 по делу N А78-5321/2008 отмечает: в соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. Следовательно, говорить о безвозмездном характере можно лишь в случае, если одаряемый не совершает никаких встречных действий. Учитывая изложенное, выдача подарков покупателям являлась рекламной акцией, адресованной неопределенному кругу лиц, поскольку отсутствовало указание о конкретном круге лиц, для которых предназначалась данная реклама. Кроме того, дарение может иметь место только в случае, если от второй стороны не требуется совершения встречных действий, в данном же случае условием выдачи подарка являлась покупка товара.

Учитывая изложенное, в случае если рассматриваемая деятельность непосредственно направлена на привлечение в нее большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов, организация вправе учитывать затраты по приобретению ею комплектов зимних шин и по передаче их покупателям в подарок в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

06.05.2012