Организация осуществляет эксплуатацию транспортных средств в том числе для перевозки работников, груза в целях осуществления своей предпринимательской деятельности. Административным органом проведена проверка организации на предмет исполнения последней обязательных требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что оформление путевой документации не соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", а именно не во всех путевых листах имеется отметка о проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. На основании проверки административный орган вынес организации предписание обеспечить наличие обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов в соответствии с требованиями Приказа. Организация с предписанием не согласна, считает, что не обязана заполнять путевые листы в порядке, предусмотренном Приказом, поскольку не оказывает услуг по перевозке пассажиров, грузов по договорам перевозки или договорам фрахтования транспортных средств для нужд третьих лиц, соответственно, на нее не распространяется действие Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Позиция организации о том, что, поскольку она не оказывает услуг по перевозке пассажиров, грузов по договорам перевозки или договорам фрахтования транспортных средств для нужд третьих лиц, заполнять путевые листы в порядке, предусмотренном Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152), не обязана, неправомерна.

Обоснование: Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) установлены общие условия перевозки пассажиров и багажа, грузов с использованием транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 259-ФЗ обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона N 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Во исполнение ч. 1 ст. 6 Закона N 259-ФЗ издан Приказ N 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом N 152 (далее - Обязательные реквизиты), обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с п. п. 7, 16 Обязательных реквизитов предусмотрено в том числе обязательное указание в путевом листе даты, времени проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, с заверением его штампом и подписью с указанием фамилии, имени, отчества.

В рассматриваемом случае административный орган вынес в адрес организации предписание обеспечить наличие обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов в соответствии с требованиями Приказа N 152.

Организация не согласна с вынесенным предписанием, считает, что не обязана заполнять путевые листы в порядке, предусмотренном Приказом N 152, поскольку не оказывает услуг по перевозке пассажиров, грузов по договорам перевозки или договорам фрахтования транспортных средств, соответственно, на нее не распространяется действие Закона N 259-ФЗ.

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 N А33-12312/2013 суд в отношении аналогичных возражений организации указывает: учитывая, что организация осуществляет эксплуатацию транспортных средств в том числе для перевозки работников, грузов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование о заполнении и наличии путевых листов является законным и обоснованным. Доводы организации о том, что материалами дела не подтверждается факт оказания обществом услуг по перевозке пассажиров, грузов по договорам перевозки или договорам фрахтования транспортных средств, соответственно, общество не обязано заполнять путевые листы в порядке, предусмотренном Приказом N 152, отклоняются апелляционным судом. Суд первой инстанции обоснованно отметил тот факт, что организация фактически осуществляет в процессе своей хозяйственной деятельности перевозку пассажиров и грузов по дорогам общего пользования, ее работники являются участниками дорожного движения, она осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, следовательно, обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств. При этом назначение таких перевозок (для собственных нужд либо для нужд иных потребителей) правового значения не имеет.

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемом случае позиция организации неправомерна. Организация обязана выполнять требования законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств. При этом назначение таких перевозок правового значения не имеет.

А. А.Филонов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

11.04.2014