Работник центра технического обслуживания ККТ, осуществляющий техническое обслуживание ККТ, на основании доверенности представляет интересы заявителя (заказчика) в налоговых органах по всем действиям, связанным с получением государственных услуг по регистрации ККТ

Налоговый орган отказывает в получении государственных услуг по регистрации ККТ, ссылаясь на то, что заявитель не может быть работником центра технического обслуживания ККТ.

Может ли работник центра технического обслуживания ККТ быть привлечен заявителем в качестве уполномоченного представителя для получения государственной услуги по регистрации ККТ в налоговых органах?

Ответ: По нашему мнению, физическое лицо, являющееся работником центра технического обслуживания ККТ и осуществляющее техническую поддержку ККТ, может одновременно на основании доверенности выступать представителем заявителя ККТ для представительства в отношениях с налоговыми органами, связанных с получением государственной услуги по регистрации ККТ. Однако налоговые органы, вероятно, будут придерживаться другой позиции.

Обоснование: Регистрация ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется в органах Федеральной налоговой службы в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Административный регламент N 94н).

В соответствии с п. 47 Административного регламента N 94н проводится процедура осмотра контрольно-кассовой машины.

Согласно п. 62 Административного регламента N 94н основанием для начала административной процедуры по осмотру ККТ является предоставление заявителем в согласованное с территориальным налоговым органом время ККТ, подлежащей регистрации (перерегистрации), к месту проведения осмотра.

В соответствии с п. 63 Административного регламента N 94н осмотр ККТ проводится:

1) специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги;

2) специалистом поставщика ККТ или центра технического обслуживания (далее - ЦТО);

3) в обязательном присутствии заявителя (организации или индивидуального предпринимателя).

Согласно разъяснениям ФНС России, изложенным в Письме от 26.02.2013 N АС-4-2/3133@, специалист ЦТО ККТ не вправе одновременно выступать уполномоченным представителем пользователя такой ККТ.

Так, в абз. 12 п. 11.1.1 Положения о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденного Решением ГМЭК от 06.03.1995 (протокол N 2/18-95), определено, что ЦТО не могут находиться в подчиненности организаций, применяющих контрольно-кассовые машины.

Однако нормы Административного регламента N 94н не содержат прямого запрета на привлечение заявителем в качестве уполномоченных представителей третьих лиц для получения государственной услуги по регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ в налоговых органах.

Гражданское законодательство РФ не ограничивает круг лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель организации должен действовать на основании доверенности.

Доверенность должна быть оформлена в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Доверенность от имени индивидуального предпринимателя требует нотариального удостоверения (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Поскольку Административный регламент N 94н и нормы ст. 29 НК РФ не содержат запрета на выдачу работнику ЦТО доверенности на представление интересов заявителя (пользователя ККТ), то поверенным заявителя может быть любое лицо.

Таким образом, по нашему мнению, физическое лицо, являющееся работником ЦТО и осуществляющее техническую поддержку ККТ, может одновременно на основании доверенности выступать представителем заявителя ККТ для представительства в отношениях с налоговыми органами.

Е. М.Зацепина

Аудиторско-консалтинговая группа "АВУАР"

11.04.2014