Коммерческое юридическое лицо желает получить статус микрофинансовой организации. Каков порядок приобретения указанного статуса?

Ответ: Статус микрофинансовой организации может получить юридическое лицо, созданное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций. Статус микрофинансовой организации приобретается со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивается со дня исключения указанных сведений из этого реестра. При этом отдельные категории юридических лиц вправе осуществлять микрофинансовую деятельность без получения данного статуса в соответствии со специальным законодательством (кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и др.).

Обоснование: В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) микрофинансовой организацией может быть юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном законом порядке (п. 2 ч. 1 ст. 2).

Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 03.03.2011 N 26н (далее - Порядок)).

Для включения сведений о юридическом лице в указанный реестр в соответствии с п. 7 Порядка данное юридическое лицо представляет в Минфин России на бумажном носителе заявление о внесении сведений о юридическом лице в реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с приложением необходимых документов, в частности копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копий учредительных документов юридического лица, сведений об учредителях юридического лица по установленной форме, квитанции об уплате государственной пошлины за внесение сведений в реестр (оригинал).

Учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели (п. 9 Порядка).

Во внесении сведений о юридическом лице в реестр может быть отказано по основаниям, предусмотренным п. 10 Порядка.

Согласно п. 11 Порядка срок внесения сведений о юридическом лице в реестр и выдачи заявителю свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в реестр или отказа во внесении сведений в реестр, а также срок внесения записи об изменениях в сведения о микрофинансовой организации в реестр составляет 14 рабочих дней с даты поступления в Минфин России заявления о внесении сведений (изменений) в реестр с прилагаемыми документами.

Таким образом, юридическое лицо, созданное в одной из перечисленных выше организационно-правовых форм и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в установленном порядке, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в указанный реестр.

Следует иметь в виду, что сам факт внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций или исключения этих сведений из указанного реестра никак не влияет на факт существования самого юридического лица. Так, возможна ситуация, при которой юридическое лицо, располагающее организационными и финансовыми возможностями, желает совмещать свою основную деятельность с микрофинансовой, и данное решение принято спустя какое-то время после создания. Право осуществлять наряду с микрофинансовой иную деятельность с учетом ограничений, установленных законодательством и учредительными документами, закреплено в п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ и свидетельствует о том, что микрофинансовая деятельность юридического лица может не являться для него основной (ограничения на совмещение микрофинансовой деятельности с иной деятельностью установлены в ст. 12 Закона N 151-ФЗ). В этом случае юридическому лицу потребуется обратиться в уполномоченный орган в целях постановки на учет в реестр микрофинансовых организаций и получить статус микрофинансовой организации. Поэтому между датой создания юридического лица и датой внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть сколь угодно большой промежуток времени.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом на основании соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Однако при этом юридическое лицо имеет право продолжать осуществлять свою уставную деятельность, поскольку исключение из государственного реестра микрофинансовых организаций не влечет за собой исключения из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит в числе оснований для ликвидации юридического лица утрату статуса микрофинансовой организации.

Таким образом, по общему правилу наличие или отсутствие статуса микрофинансовой организации влияет на наличие или отсутствие права осуществлять микрофинансовую деятельность, но никак не влияет на факт существования юридического лица, за исключением случаев, когда юридическое лицо создается в целях осуществления микрофинансовой деятельности как основной. При этом следует учитывать норму ч. 3 ст. 3 Закона N 151-ФЗ, которая предусматривает право некоторых категорий юридических лиц осуществлять микрофинансовую деятельность в соответствии со специальным законодательством, регулирующим деятельность таких юридических лиц. Это кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и др. Указанным юридическим лицам нет необходимости получать статус микрофинансовой организации, поскольку они обладают правом осуществлять микрофинансовую деятельность в силу норм специального законодательства. Поскольку указанные юридические лица не имеют статуса микрофинансовой организации, на них не распространяются ограничения, установленные в ст. 12 Закона N 151-ФЗ. Так, например, кредитные организации могут осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании ст. 6 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Е. Г.Хоменко

Московская государственная

юридическая академия

имени О. Е.Кутафина

03.05.2012