Учитывается ли для целей определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя (плательщика ЕСХН) при определении 70-процентной доли доходов от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции субсидия на возмещение затрат по ликвидации последствий весеннего половодья в виде затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий, полученная организацией из бюджета субъекта РФ?
Ответ: Субсидия на возмещение затрат по ликвидации последствий весеннего половодья в виде затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий, полученная организацией из бюджета субъекта РФ, не учитывается для целей определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя (плательщика ЕСХН) при определении 70-процентной доли доходов от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ в целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Исходя из п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Как следует из изложенного, субсидия на возмещение затрат по ликвидации последствий весеннего половодья в виде затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий, полученная организацией из бюджета субъекта РФ, не относится к целевым поступлениям.
Следовательно, данная субсидия учитывается при определении налоговой базы по ЕСХН в качестве внереализационного дохода.
Основываясь на данном обстоятельстве, следует заключить, что субсидия на возмещение затрат по ликвидации последствий весеннего половодья в виде затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий, полученная организацией из бюджета субъекта РФ, не учитывается для целей определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении 70-процентной доли доходов от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции.
Правомерность подобных выводов подтверждается позицией Минфина России, применяемой по аналогии.
В Письме от 28.02.2011 N 03-11-10/06 финансовое ведомство разъяснило, что суммы поступлений в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными производителями, не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
А. А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
02.05.2012