Учитываются ли в доходах организации, применяющей УСН, денежные средства, поступившие ей как исполнителю государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд от государственного заказчика - органа государственной власти? Правомерна ли точка зрения организации о том, что данные средства не учитываются в составе доходов, так как относятся к целевому финансированию?

Ответ: Организация, применяющая УСН, учитывает в доходах денежные средства, поступившие ей как исполнителю государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд от государственного заказчика - органа государственной власти. Точка зрения, согласно которой данные средства не учитываются в составе доходов при УСН, так как относятся к целевому финансированию, неправомерна.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

На основании п. 1 ст. 249 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 2 ст. 249 НК РФ определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Как следует из изложенного, денежные средства, поступающие за выполнение работ организации - исполнителю контракта, даже если он заключен с государственным органом, не относятся к целевым поступлениям.

Следовательно, такие денежные средства относятся к доходам от реализации, а значит, учитываются в доходах при применении УСН.

Правомерность данных выводов подтверждается указанной ниже позицией Минфина России.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-06/2/56, поскольку денежные средства, полученные организацией от Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках выполнения государственного контракта, не соответствуют перечню средств целевого финансирования, данные средства учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В Письме Минфина России от 27.04.2011 N 03-11-06/2/67 указано, что до 1 января 2008 г. согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств могли быть бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

С 1 января 2008 г. в соответствии со ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Таким образом, средства, полученные организацией за выполнение работ в рамках Федеральной целевой программы, должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) на основании ст. 249 НК РФ.

А. А.Болдырь

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

02.05.2012