К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВОГО СОСТАВА СУДЕЙСКОГО КОРПУСА
А.А. КОМОЛЬЦЕВА
Комольцева А.А., доцент кафедры "Уголовное право" Пензенского государственного университета.
Со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти все более возрастают. В контексте многочисленных нарушений прав граждан именно судебной власти отводится особая, главенствующая роль. Она должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом. Однако судебная защита может быть полной и эффективной при условии подлинной самостоятельности судебной власти и реальной независимости судей. Судебная власть должна быть открытой, доступной, беспристрастной и независимой. Эти важные аспекты судебной деятельности особо были отмечены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. как приоритетные направления очередного этапа судебной реформы. Дмитрий Медведев констатировал, что "независимый и честный суд - это основа справедливого общественного порядка. И по мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет, естественно, только возрастать" <1>.
По мнению Президента РФ Д.А. Медведева, сегодня есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо решить для укрепления судебной системы. Одним из них являются кадры. Безусловно, у нас была неплохая кадровая подготовка, но в последние годы, и это не секрет, мы все с вами наблюдаем подготовку юристов на потоке, засилье слабых юридических вузов и, как следствие, выход оттуда соответствующих специалистов <2>. В связи с этим улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи согласно распоряжению Президента РФ от 20 мая 2008 г. N 279-рп <3> является одним из приоритетов, направленных на повышение эффективности судебной системы на предстоящем этапе переустройства.
Следует отметить, что проблемам специальной подготовки юристов к судебной деятельности в последнее время уделяется много внимания как в науке <4>, так и в практике. И это вполне понятно, поскольку судья в глазах людей - это эталон порядочности, честности и профессионализма, идеал справедливости. Даже единичный факт коррупции, злоупотребления, грубости, невежества, пренебрежения человеческим достоинством, допущенный хотя бы одним судьей, воспринимается людьми обобщенно. Выводы делаются широкие - на всю судебную систему <5>.
Несовершенство российского законодательства приводит к тому, что в большинстве случаев квалификационные коллегии работают по факту совершенного. Из 400 судей, чьи полномочия были прекращены, 20% совершили прогулы, пьянство на работе и недостойное поведение в быту. Все эти цифры показывают низкий уровень кадровой работы и изучения кандидатов на должность судьи <6>. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обсудить проблему специальной профессиональной подготовки судейских кадров, которая позволит сформировать судейский корпус из числа лиц, наиболее подходящих по своим профессиональным и личностным качествам к судейской должности. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.
В процессе судебной реформы было высказано немало замечаний в адрес системы подготовки юридических кадров в вузах, чем объясняется низкая юридическая и общая культура многих должностных лиц, в том числе судей. К сожалению, состояние, в котором находилось правосудие долгое время, не давало возможности предъявлять более высокие требования к кандидатам на судейские должности. Превышающая всякие допустимые нормы нагрузка, большая ответственность и крайне неудовлетворительное материально-техническое обеспечение превращали судейскую деятельность в малопривлекательную профессию. Эти обстоятельства становились причиной того, что наиболее подготовленные кадры предпочитали работать не в судах, а на более высокооплачиваемых и менее ответственных должностях в других структурах, в том числе коммерческих. В результате из года в год оставались вакантными должности судей, особенно на уровне областного звена. Отсюда наблюдалась снисходительность экзаменационных комиссий и квалификационных коллегий к кандидатам в судьи. В последнее время к этим неблагоприятным обстоятельствам добавилась и опасность судебной работы <7>. Судьям и их семьям откровенно угрожают, есть случаи покушения на их жизнь, например покушение на председателя Самарского областного суда Любовь Дроздову <8>.
Состояние подготовки судебных кадров не раз обсуждалось на съездах судей. Особую озабоченность вызывал тот факт, что длительное время, в отличие от системы правоохранительных органов, имевших в своем распоряжении развитую сеть подготовки и переподготовки кадров, в судебной системе не было ни одного учебного заведения, специально предназначенного для подготовки судей. Ситуация существенно изменилась, когда на основании Указа Президента РФ от 11 мая 1998 г. N 528 была создана Российская академия правосудия <9>, которая призвана заниматься подготовкой кандидатов в судьи, повышением квалификации судейского корпуса. Таким образом, можно констатировать, что судейский корпус стал располагать своим научным и учебным заведением.
В настоящее время Российская академия правосудия осуществляет повышение квалификации судей и работников аппарата судов, ведет подготовку специалистов по программе высшего профессионального образования на юридическом факультете, послевузовского - в аспирантуре и докторантуре. Более 60% выпускников Академии по окончании обучения направляются на работу в суды, что обеспечивает в дальнейшем пополнение судейского корпуса <10>.
В 2008 г. Академия правосудия отпраздновала свой десятилетний юбилей. За десять лет существования Академии ее окончили 3308 выпускников, повысили квалификацию 57162 человека: судьи и работники аппаратов судов. Работники Академии участвовали в подготовке 20 постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов, представили более 50 экспертных заключений на проекты федеральных законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ <11>.
Ректор Российской академии правосудия В. Ершов поясняет, что развитие судебной системы России в 2007 - 2011 гг. немыслимо без дальнейшего активного взаимодействия всех ветвей судебной власти. Более того, сложившиеся традиции постоянного повышения квалификации судей всех юрисдикций, а также разработанные перспективные планы подготовки кандидатов в судьи в Российской академии правосудия требуют немедленной реализации в свете обновляющегося законодательства и повышенного требования к статусу судьи, открытости и прозрачности правосудия. В. Ершов полагает, что активное участие в учебном процессе судей-практиков, в том числе и высшего звена судебной власти, имеющих глубинные знания судебной системы, накопившихся проблем и возможности их разрешения в стадии учебного процесса, т.е. до того момента, как гражданин принял присягу судьи, может быть центральным моментом выполнения Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" <12>.
Второго декабря 2008 г. в Москве состоялся VII Всероссийский съезд судей. Это важное событие не только для судейского корпуса, но и жизни страны. На нем подводятся итоги работы, выявляются недостатки в судебной практике, предлагаются пути решения данных проблем, а также меры, направленные на повышение эффективности работы судебной системы.
Среди важных инициатив, прозвучавших с высоких трибун, особо следует отметить введение профессиональной подготовки для молодых судей. Как отмечает Председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев, "уже на протяжении многих лет обсуждался вопрос о введении института подготовки кандидатов на должности судей. Это решение должно было быть принято несколько лет назад, но наш законопроект не получил поддержки. В 2008 г. Верховным Судом в Государственную Думу внесен проект федерального закона, предусматривающий профессиональную подготовку судьи федерального суда, впервые назначенного на должность. Его реализация позволит молодым судьям изучить современные теоретические и практические проблемы материального и процессуального права, выработает необходимые практические навыки подготовки процессуальных документов и ведения судебного процесса, позволит освоить нормы судейской этики" <13>.
Одним из спорных вопросов, выносимых на решение съезда, было предложение формировать резерв кадров из работников аппарата судов. Такая карьерная лестница де-факто сложилась давно, и многие судьи вышли из аппарата. Предлагалось ее закрепить. С одной стороны, вроде бы правильно, но с другой стороны: не создаст ли такой резерв барьер перед профессионалами со стороны? Не исключено. Поэтому представители Конституционного Суда направили свои возражения, и предложение вычеркнуто.
На мой взгляд, идея пополнения судейского корпуса за счет внутреннего резерва путем использования института помощников судей является более рациональной. При этом необязательно, чтобы на должность помощника судьи назначались только работники аппарата суда. Именно за период работы лица в качестве помощника судьи можно оценить его профессиональные и морально-нравственные качества и тем самым выявить его пригодность к судейской профессии. Следует учесть, что отсеять из числа кандидатов-помощников лиц, не подходящих на должность судьи по различным причинам, намного проще и безболезненнее, чем впоследствии, пропустив данных лиц в судейский корпус, делать это через сложную процедуру дисциплинарной ответственности <14>.
Выступая на VII Всероссийском съезде судей, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов также подчеркнул важность кадровой проблемы формирования судейского корпуса. Он громко заявил: "Дальнейшее экстенсивное развитие судебной системы не поможет нам ответить на запросы общества. Мы должны заняться интенсификацией - брать лучших, избавляться от неквалифицированных кадров, провести ревизию процессуального законодательства и вернуть уважение общества к судам". В частности, он раскритиковал существующую систему, когда судья должен после первых трех лет вновь проходить процедуру утверждения. Иванов считает, что нужно "разрешить пленумам высших судов перемещать уже назначенных судей по горизонтали и вертикали". На что Президент РФ заметил: "Да, надо взвесить, что нам дает предварительное назначение судей на трехлетний период, если судью за руку поймали, зачем же ждать окончания этого трехлетнего срока, а если он работает нормально, то переназначение имеет формальный характер" <15>.
Еще один серьезный процессуальный аспект связан с неопределенностью правового статуса гражданина, назначенного судьей указом Президента РФ на трехлетний срок, за пределами этого трехлетнего срока. Кто он - судья с истекшим сроком судейских полномочий? Если это гражданин, занимающийся осуществлением правосудия на законном основании, то в чем смысл срока, установленного Президентом? Установление первичного назначения судей на три года привело к тому, что по истечении этого срока гражданину для повторного назначения без ограничения срока необходимо пройти всю ту же процедуру <16>.
Однако, исходя из Трудового кодекса РФ, данные три года работы судьи должны считаться испытательным сроком, после которого он должен быть принят на работу или, при неудовлетворительном результате испытания, производится расторжение трудового договора с ним с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание (ст. ст. 70, 71 ТК РФ). Заметим, что согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ. Но в отличие от Трудового кодекса закон, регулирующий статус судей, позволяет по истечении первых трех лет работы судьи вновь объявлять конкурс на его должность без учета результатов испытательного срока <17>.
Отдельно следует сказать и о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи. Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Учитывая факт присоединения нашей страны к Болонской конвенции и начавшийся переход к двухуровневой (бакалавриат - магистратура) системе высшего образования и исходя из соображений необходимости повышенного правового профессионализма судей, предполагающего углубленное и более продолжительное по времени изучение разных отраслей права, по мнению М.И. Клеандрова, представляется важным законодательно закрепить положение, согласно которому кандидат на должность судьи должен без всяких исключений иметь высшее профессиональное юридическое образование, полученное в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по юридическим специальностям, подтвержденное присвоением ему квалификации "дипломированный специалист" или "магистр" по специальности "юриспруденция" <18>.
По справедливому замечанию В.А. Терехина, в распоряжении Президента РФ от 20 мая 2008 г. N 279-рп совершенно верно поставлен вопрос об улучшении подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи. Работа служителей Фемиды является одной из наиболее сложных и социально значимых юридических специальностей. В современных условиях судьям необходим более высокий уровень юридического мышления, судейский менталитет нового времени. Представители судебной власти наряду с отраслевым правом обязаны более четко владеть базовыми общетеоретическими понятиями, одним из которых является проблема правопонимания, имеющая прямой выход на практическую реализацию права. Сейчас, при крайне дефектном и нестабильном законодательстве, судьи поставлены перед фактом непосредственного выбора и применения дополнительных (вторичных) источников права, в том числе судебных прецедентов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и других. Недостаточные знания таких тонкостей правового применения влекут нежелательные последствия в виде неправосудных решений. Все это требует внесения изменений в учебные программы, с тем чтобы они соответствовали сегодняшним реалиям и были востребованы современной юридической практикой <19>.
По мнению председателя Совета судей Ю. Сидоренко, "необходимо повысить требования к кандидатам в судьи, проводить изучение личностных морально-этических качеств и ценностных ориентиров всех, кто претендует на должность судьи" <20>. Таким образом, в будущем кандидату в судьи придется доказывать не только знание законов, но и чистоту своих помыслов. Как это сделать? Технология еще разрабатывается, и разработчики программы открыты для предложений.
В заключение следует констатировать, что судья является носителем судебной власти и его квалификация, профессионализм, моральные качества должны быть выше всякой критики. На мой взгляд, требования к качественным характеристикам судей и их соблюдение должны быть законодательно и организационно обеспечены. Помимо совершенствования законодательства, необходимо сделать прозрачной процедуру отбора кандидатов на судейские должности и обращать пристальное внимание не только на профессиональные, но и на человеческие, моральные качества. Необходимо создавать правовые механизмы, стимулирующие приток лучших выпускников юридических вузов в судейский корпус. Кроме того, государственная кадровая политика в области правосудия должна быть ориентирована на пополнение судейского корпуса учеными-юристами.