В результате проведенной территориальным органом ФАС России проверки по жалобе участника запроса котировок установлено, что котировочная комиссия заказчика (местной администрации городского округа) отклонила котировочную заявку участника по основаниям, не предусмотренным законодательством о госзакупках (за то, что участник не указал в котировочной заявке адрес электронной почты). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 800 тыс. руб., запрос котировок проведен в соответствии с ч. 6.1 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Может ли к членам котировочной комиссии, виновным в таком отклонении, быть применена ответственность в виде административного штрафа в размере 5 процентов от суммы контракта (то есть 40 000 руб.), в случае если указанное нарушение допущено в 2013 г., а выявлено проверкой в 2014 г.?

Ответ: Нет, не может. В рассматриваемом случае в связи со смягчением с 01.01.2014 административной ответственности максимальный размер штрафа по ч. 6 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях за указанное в вопросе нарушение для членов котировочной комиссии составляет тридцать тысяч рублей.

Обоснование: Частью 3 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусмотрено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Однако с 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 1 ст. 113 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Таким образом, как до 01.01.2014, так и после законодательство РФ запрещает отклонять заявки на участие в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным законодательством. При этом как до, так и после 01.01.2014 право заказчика требовать обязательного указания в котировочной заявке адреса электронной почты лица, подающего заявку, а также право отклонять котировочные заявки, не содержащие указанной информации, законодательством не предусмотрены.

Обращаем внимание, что норма КоАП РФ (ч. 6 ст. 7.30), устанавливающая ответственность за указанное нарушение, также претерпела изменения с 01.01.2014.

В редакции, действовавшей до указанной даты, ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривала, что отклонение членом котировочной комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов, влечет наложение административного штрафа в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В редакции, действующей с 01.01.2014, ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает, что отклонение заявки на участие в запросе котировок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

Таким образом, с 01.01.2014 действует ограничение ответственности (штрафа), предусмотренной ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ, - не более тридцати тысяч рублей.

На основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Из п. 3.2 Письма ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14 следует, что, в случае если санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014, улучшает положение лица, совершившего такое правонарушение (размер штрафа меньше установленного нормами КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014), к указанному лицу применяется санкция, предусмотренная нормой КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014.

Как следует из п. 1 указанного Письма, за нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов применяется административная ответственность, предусмотренная ст. 7.30 КоАП РФ, вне зависимости от времени их выявления.

Следовательно, в рассматриваемом случае в связи со смягчением административной ответственности максимальный размер штрафа по ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ для членов котировочной комиссии составляет тридцать тысяч рублей.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

11.04.2014