В п. 2 Приложений N N 1 - 5 к Примерному образцу правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, размещенному на сайте Росфинмониторинга, указано, что к сведениям, устанавливаемым в целях идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, необходимо относить сведения о степени (уровне) риска

Вместе с тем в соответствии с п. 2.1 Приказа Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" предусмотрена оценка риска только клиентов.

Необходимо ли устанавливать уровень риска в отношении представителя клиента и выгодоприобретателя?

Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПИСЬМО

от 27 апреля 2012 г. N 01-01-36/1291

Федеральная служба по финансовому мониторингу рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2.1 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (далее - Положение), одним из мероприятий, проводимых в целях идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, являются оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения им операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риск).

Согласно п. 2.13 Положения организация оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Указанные признаки определены Росфинмониторингом в Информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17.

Следует отметить, что ряд признаков, при которых операции (сделки) или деятельность клиента следует относить к повышенному риску, связаны в том числе с осуществлением определенной деятельности его представителем или выгодоприобретателем (участие в федеральных целевых программах, деятельность в офшорной зоне и т. п.), либо с наличием в отношении представителя клиента или выгодоприобретателя определенной информации (о причастности к экстремистской деятельности, о доле государственной собственности в уставном капитале и т. п.).

Одновременно информируем, что размещенный на сайте Росфинмониторинга Примерный образец правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подготовлен Росфинмониторингом в помощь организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Заместитель руководителя

А. М.СПИРИДОНОВ

27.04.2012