Груз ввозится на территорию РФ морским транспортом, затем от порта до станции назначения перевозится железнодорожным транспортом и помещается под таможенную процедуру переработки. Вправе ли российская организация, в рамках договора транспортной экспедиции оказывающая услуги по организации перевозки груза железнодорожным транспортом от порта до места назначения, применить нулевую налоговую ставку по НДС?

Ответ: Если груз ввозится на территорию Российской Федерации морским транспортом, затем от порта до станции назначения перевозится железнодорожным транспортом и помещается под таможенную процедуру переработки, то российская организация, оказывающая услуги в рамках договора транспортной экспедиции по организации перевозки груза железнодорожным транспортом от порта до места назначения, вправе применить нулевую налоговую ставку по НДС вне зависимости от вида применяемой таможенной процедуры.

Обоснование: В целях ст. 164 Налогового кодекса РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ (абз. 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В соответствии с абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, применяется налоговая ставка 0%.

Согласно абз. 7 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ применение ставки 0% распространяется также на вышеуказанные услуги, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

Подпункт 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит никаких указаний на таможенные процедуры, применяемые к ввозимому товару, то есть отсутствуют ограничения по применению ставки 0% в зависимости от таможенной процедуры.

Для сравнения отметим, что в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, регулирующем применение нулевой ставки при реализации товаров, прямо поименованы таможенные процедуры экспорта и свободной таможенной зоны.

А в абз. 5, 7 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ссылка на какие-либо таможенные процедуры отсутствует. Следовательно, применение ставки 0% по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам и перевозкам от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, не зависит от вида таможенной процедуры. Ставка 0% может применяться и при таможенной процедуре переработки.

В соответствии с п. 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщик должен представить в налоговый орган следующие документы:

1) контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг.

Если товар ввозится на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза и налогоплательщиком заключен контракт на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, то, кроме вышеуказанного контракта (копии контракта), необходимо представить копию контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

Заметим, что в законодательстве отсутствует понятие "внешнеэкономическая сделка". Обычно под внешнеэкономической сделкой понимают внешнеторговую деятельность. При этом в соответствии с п. п. 4, 8 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью; а под внешнюю торговлю услугами подпадает не только оказание услуг, но и выполнение работ.

Аналогичная позиция в отношении термина "внешнеэкономическая сделка" высказана в Постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 N КГ-А41/3391-10;

2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию РФ, в том числе с учетом следующих особенностей.

При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ).

Заметим, что в п. 3.1 ст. 165 НК РФ указаны только товаросопроводительные документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ. И ничего не сказано о документах, подтверждающих перевозку товаров от места прибытия товаров на территорию РФ (от порта в рассматриваемом случае) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ. Однако, по нашему мнению, такие документы также необходимо представить в налоговый орган для подтверждения права на применение нулевой ставки.

Согласно п. 9 ст. 165 НК РФ документы, указанные в п. 3.1 ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, а в случаях ввоза товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза - с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места погрузки, находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.

Н. В.Шорохова

ООО "АКГ "Я. Н.С. Аудит"

26.04.2012