Вправе ли российская организация, заключившая государственный контракт на поставку импортного оборудования, предназначенного для обеспечения деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ, претендовать на предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин, подлежащих уплате в связи с ввозом на территорию РФ указанного оборудования, в случае задержки исполнения заказчиком обязательств по оплате, предусмотренных государственным контрактом? Если вправе, то в какой орган и в каком порядке организации надлежит обратиться для получения указанной отсрочки?

Ответ: Российская организация, заключившая государственный контракт на поставку импортного оборудования, предназначенного для обеспечения деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ, вправе претендовать на предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин, подлежащих уплате в связи с ввозом на территорию РФ указанного оборудования, в случае задержки исполнения заказчиком обязательств по оплате, предусмотренных государственным контрактом. Для этого ей необходимо подать в ФТС России заявление и документы, подтверждающие наличие основания для предоставления отсрочки. Соответствующее решение о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки должно быть принято в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Также необходимо учитывать, что за предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин уплачиваются проценты.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 83 Таможенного кодекса Таможенного союза изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

Согласно п. 2 указанной статьи, а также ч. 1 ст. 132 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 6 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" (далее - Соглашение) задержка плательщику таможенных пошлин оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ является одним из оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.

Как следует из п. 1 ст. 4 Соглашения, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика в Российской Федерации - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.

Согласно п. 2 указанной статьи в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

1) сведения о плательщике;

2) наименование товаров;

3) реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);

4) основания для предоставления отсрочки или рассрочки;

5) сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;

6) срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;

7) график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;

8) информация об отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются (то есть информация о том, что у организации отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов; в отношении ее не возбуждена процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, организацией представлены таможенному органу все необходимые сведения и документы).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Соглашения подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, предусмотренных Соглашением.

На основании ст. 5 Соглашения решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки принимается в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления об этом.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении доводится в письменной форме до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении.

В решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки указываются причины такого отказа.

В соответствии со ст. 9 Соглашения отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются на срок не более шести месяцев.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 120 Закона N 311-ФЗ за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин уплачиваются проценты.

Из п. 1 ч. 2 указанной статьи следует, что за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин проценты начисляются на сумму таможенных пошлин, срок уплаты которых был изменен, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Проценты уплачиваются не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин (ч. 3 ст. 120 Закона N 311-ФЗ).

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

25.04.2012