Организация является подрядчиком при выполнении строительных работ (капитального ремонта, модернизации и реконструкции зданий и сооружений)

Обязана ли она применять положения Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) (утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1) и сметные нормы и расценки, установленные территориальными сборниками?

Допускается ли возможность не составлять сметы на такие работы?

Ответ: При заключении договора строительного подряда составление сметы является обязательным.

Организация вправе, но не обязана использовать Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика), и сметные нормы и расценки, установленные территориальными сборниками.

Обоснование: Согласно ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

В соответствии со ст. 743 ГК РФ цена строительных работ определяется на основании сметы, которая представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ.

Согласно п. 1 Методики положения, приведенные в ней, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Организации вправе применять Методику, однако следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

В настоящее время нет нормативных документов, которые предписывали бы участникам договора подряда соблюдать какие-то императивные нормы при составлении сметной документации.

Ранее для данных целей использовалась Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95), утвержденная Постановлением Минстроя России от 30.06.1995 N 18-64. Однако Постановлением Госстроя России от 17.02.2003 N 18 "Об отмене Постановления Министерства строительства Российской Федерации от 30.06.95 N 18-64" указанная Инструкция была отменена.

Следуя ст. ст. 421, 424, 709 ГК РФ, стороны свободны в установлении цены договора подряда.

Вместе с тем это не означает, что стороны ничем не связаны при установлении цены договора.

Согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ смета представляет собой форму (способ) определения цены работ. В свою очередь, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Таким образом, при определении цены договора стороны должны учитывать реальные издержки, которые должен понести подрядчик, и его вознаграждение.

Например, некорректным будет использование цен на материалы, которые подрядчик планирует использовать при выполнении работ по договору, установленных территориальными сборниками, в случае, если им уже заключен договор поставки на указанные материалы или данные материалы уже закуплены. Применение в рассматриваемом случае норм и расценок, установленных территориальными сборниками, приведет к искажению величины планируемых затрат. Более целесообразным будет использование рыночных цен.

Согласно сложившейся судебной практике Методика, в силу своего рекомендательного характера, не применяется при расчете стоимости работ, если стороны не сослались на нее в тексте договора (Постановления ФАС Московского округа от 25.06.2009 N КГ-А41/4529-09-П по делу N А41-К1-22256/06, от 13.03.2009 N КГ-А41/1180-09 по делу N А41-6451/08, ФАС Уральского округа от 03.03.2010 N Ф09-1200/10-С2 по делу N А60-39849/2009-С8).

Таким образом, организация вправе использовать Методику и сметные нормы и расценки, установленные территориальными сборниками, с учетом реальности показателей планируемых расходов.

М. В.Волкова

ООО "Институт независимых

социально-экономических исследований"

Материал предоставлен при содействии

ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

25.04.2012