У организации созданы и поставлены на учет в налоговых органах обособленные подразделения в ряде регионов России, при этом в каждом обособленном подразделении, а также по месту нахождения головной организации зарегистрированы контрольно-кассовые машины

В настоящее время организация планирует изменить адрес местонахождения головной организации. Новый адрес будет находиться в ином субъекте РФ, а следовательно, предстоит смена ИФНС России, в которой организация состоит на учете.

Возникнут ли какие-либо последствия для зарегистрированных обособленных подразделений в отношении поставленных на учет по месту их нахождения ККТ?

Ответ: Если у организации созданы и поставлены на учет в налоговых органах обособленные подразделения в ряде регионов России, при этом в каждом обособленном подразделении, а также по месту нахождения головной организации зарегистрированы ККТ и организация планирует изменить адрес местонахождения головной организации, ей необходимо пройти перерегистрацию ККТ по месту ее нахождения. При этом законодатель не установил обязанности по перерегистрации ККТ обособленных подразделений в связи с изменением места нахождения головной организации.

Вместе с тем, если на чеках ККТ обособленных подразделений содержится адрес головной организации, с целью соблюдения достоверности информации о продавце, содержащейся на чеке, необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о перерегистрации ККТ по месту нахождения обособленных подразделений.

Обоснование: Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) в течение трех дней со дня изменения соответствующих сведений.

Для уведомления налогового органа необходимо использовать форму N С-09-3-1, утвержденную Письмом ФНС России от 03.09.2010 N МН-37-6/10623@. Этим же Письмом утвержден и Порядок ее заполнения.

НК РФ не содержит перечня изменений, с которыми связана обязанность уведомления налогового органа. Однако анализ формы N С-09-3-1 позволяет сделать вывод, что уведомление необходимо только в следующих случаях:

- изменение места нахождения обособленного подразделения;

- изменение наименования обособленного подразделения;

- изменение места нахождения и наименования обособленного подразделения.

Таким образом, в связи с изменением места нахождения головной организации никаких специальных заявлений относительно обособленных подразделений подавать не следует.

Тем более в этом нет необходимости, если обособленные подразделения существуют в форме филиалов или представительств, сведения о которых содержатся в уставе организации. В данном случае все изменения совершает самостоятельно налоговый орган, который будет регистрировать новые сведения о месте нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Что касается контрольно-кассовой техники, то изменение места нахождения организации повлечет за собой необходимость перерегистрации ККТ.

В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ККТ, применяемая организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика.

Поскольку организация намерена сменить место нахождения и поменять налоговый орган, то в связи с этим необходимо пройти перерегистрацию ККТ.

Согласно п. п. 16 и 17 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, перерегистрация ККТ осуществляется по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации. О перерегистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.

Налоговый орган, в свою очередь, без снятия данной ККТ с регистрации должен (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.04.2011 N 17-15/039641):

- перерегистрировать ККТ после получения соответствующего заявления и комплекта необходимых документов;

- отпечатать фискальный отчет за весь период эксплуатации ККТ;

- перефискализировать ККТ (в связи с изменением реквизитов);

- сделать отметку о перерегистрации в паспорте ККТ и заверить ее печатью территориальной налоговой инспекции;

- внести изменение в книгу учета ККТ;

- заменить регистрационную карточку, приведя ее содержание в соответствие с новыми реквизитами;

- внести изменения в журнал кассира-операциониста.

Согласно Письму ФНС России от 21.03.2012 N АС-4-2/4767 в настоящее время при регистрации, перерегистрации или снятии контрольно-кассовой техники с регистрации пользователь обязан представить в налоговый орган заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники" (с изменениями, внесенными Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-2/891@).

Что же касается ККТ, которые зарегистрированы по месту обособленных подразделений, то в законодательстве РФ нет норм, регламентирующих порядок действий в ситуации, когда головная организация меняет место своего нахождения.

В Письмах ФНС России (например, в Письме от 24.10.2005 N 06-9-09/38@ "О перерегистрации ККТ") можно встретить лишь разъяснение о том, что необходимо сделать при смене наименования юридического лица: совершить перефискализацию фискальной памяти ККТ и заменить карточку регистрации ККТ.

Относительно перерегистрации ККТ при изменении адреса разъяснений нет. Однако из вышеуказанного Письма можно сделать вывод, что данные изменения необходимы с целью соблюдения достоверности информации о продавце, содержащейся на чеке.

Поэтому если на чеках ККТ обособленных подразделений содержится адрес головной организации, то тогда необходимо обратиться в налоговый орган с названным заявлением. Если этого обстоятельства нет, то полагаем, что организация не обязана подавать какие-либо заявления в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений.

С целью исключения финансовых рисков, так как данный вопрос не регламентирован законодательством РФ и не разъяснен ФНС России, целесообразным будет обращение за разъяснениями в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений.

М. В.Волкова

ООО "Институт независимых

социально-экономических исследований"

Материал предоставлен при содействии

ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

24.04.2012