Организация обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины с приложением необходимых документов в налоговый орган по месту нахождения арбитражного суда первой инстанции, указанного в платежном поручении в качестве органа, рассматривавшего исковое заявление

Однако налоговый орган в ответ на данное заявление ответил отказом, который мотивировал тем, что, поскольку справку и определение на возврат государственной пошлины выдал арбитражный суд апелляционной инстанции, по месту нахождения которого находится другой налоговый орган, этот налоговый орган и должен осуществлять возврат государственной пошлины.

Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ: По нашему мнению, позиция налогового органа в отношении того, что возврат государственной пошлины должен осуществлять налоговый орган, находящийся по месту нахождения арбитражного суда апелляционной инстанции, выдавшего справку и определение на возврат государственной пошлины, является неправомерной, так как согласно сложившейся судебной практике возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина, независимо от суда, выдавшего справку и определение на ее возврат.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 N 11118/06, лица, признаваемые плательщиками государственной пошлины, вправе направить в налоговый орган по месту нахождения суда, указанного в платежном поручении в качестве органа, за юридически значимые действия которого произведена уплата государственной пошлины, соответствующее заявление с приложением необходимых документов.

Указанное подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 21.07.2008 N КА-А40/6430-08 по делу N А40-66297/07-115-410, ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 по делу N А56-9088/2008, от 08.07.2008 по делу N А56-2688/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.06.2008 N Ф08-3152/2008 по делу N А18-644/07).

Так как организация подала заявление о возврате государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения арбитражного суда первой инстанции, указанного в платежном поручении в качестве органа, за юридически значимые действия которого была произведена уплата государственной пошлины, считаем, что позиция налогового органа является неправомерной.

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

24.04.2012