Проблемы законодательной регламентации выхода и вывода из состава учредителей юридического лица

(Чашин А. Н.) ("Юрист", 2006, N 9) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВЫХОДА И ВЫВОДА ИЗ СОСТАВА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

А. Н. ЧАШИН

Вниманию коллег предлагается исследование, необходимость которого определяется наличием пробела в правовом регулировании процесса реорганизации юридических лиц в отечественном гражданском законодательстве.

Любое юридическое лицо имеет одного либо нескольких учредителей. Состав учредителей определяется учредительными документами конкретного юридического лица. В зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица состав его учредителей закрепляется в таких локальных нормативно-правовых актах, как устав и учредительный договор. Устав, содержащий перечень индивидуально-определенных учредителей конкретного юридического лица, утверждается при создании: общества с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ; ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>), общества с дополнительной ответственностью (ст. 89, ч. 3 ст. 95 ГК РФ), производственного кооператива (ч. 1 и 2 ст. 108 ГК РФ; ст. 5 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <2>; ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <3>), потребительского кооператива (ч. 1 ст. 116 ГК РФ; ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; ст. 9 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" <4>, ст. 11 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" <5>), общественных объединений (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <6>), политических партий (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" <7>), объединений работодателей (ст. 11 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" <8>), благотворительных организаций (ст. 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности в благотворительных организациях" <9>), общин малочисленных народов севера (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <10>), религиозной организации (ст. 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <11>), жилищного кооператива (ст. 113 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ <12>). -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7. Ст. 785. <2> Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 20. Ст. 2321. <3> Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50. Ст. 4870. <4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1788. <5> Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I). Ст. 3420. <6> Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21. Ст. 1930. <7> Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29. Ст. 2950. <8> Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48. Ст. 4741. <9> Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33. Ст. 3334. <10> Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 30. Ст. 3122. <11> Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 39. Ст. 4465. <12> Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I). ст. 14.

Учредительный договор заключается при создании: полного товарищества (ст. 70 ГК РФ), товарищества на вере (ст. 83 ГК РФ), общества с ограниченной ответственностью (ч. 1 ст. 89 ГК РФ; ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), общества с дополнительной ответственностью (ч. 1 ст. 89, ч. 3 ст. 95 ГК РФ), общин малочисленных народов севера (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"), ассоциации и союза (ч. 1 ст. 22 ГК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <*>) и некоторых других юридических лиц. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3. Ст. 145.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства каждый участник юридического лица любой организационно-правовой формы имеет право выхода из состава участников. Данное право закреплено, например, в ст. 77, 85, 94, 111, 123 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", ч. 2 ст. 12 ФЗ "О некоммерческих организациях". Однако на практике при реализации права на выход из состава участников юридического лица возникает ряд проблем, связанных с отсутствием четкой правовой регламентации соответствующего организационного механизма. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, регулируются в гл. VI Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I). Ст. 3431.

Согласно п. "б" ч. 1 ст. 17 указанного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляется решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Но предоставление такого документа, как решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица возможно только в случае бесконфликтного развития ситуации и при фактическом участии всех учредителей (участников). Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица при наличии идеальных условий наглядно показана на рис. 1 <*>. -------------------------------- <*> Рис. 1. Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица в идеальных условиях. Не приводится.

Данные условия в реальной жизни могут быть соблюдены далеко не всегда. Нередки случаи длительного отсутствия одного или нескольких учредителей юридического лица, что делает невозможным принятие решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, что ведет к невозможности реализации другими участниками права на выход из состава участников юридического лица. Более того, место нахождения некоторых участников по ряду причин может быть неизвестно другим участникам юридического лица. Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица при наличии проблемных ситуаций наглядно показана на рис. 2 <*>. -------------------------------- <*> Рис. 2. Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица при наличии проблемных ситуаций. Не приводится.

В случае возникновения между участниками юридического лица конфликтной ситуации может иметь место незаконное противодействие со стороны руководства юридического лица и реализации права на выход из состава учредителей юридического лица. При наличии названных выше проблемных ситуаций с целью реализации своего права на выход из состава учредителей юридического лица учредитель имеет возможность обратиться в суд. Результатом судебного разбирательства будет вынесение решения суда в пользу истца о внесении соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица и их регистрации, а также выдаваемый на основании такого судебного решения исполнительный лист. Однако, имея на руках решение суда и исполнительный документа, учредитель снова сталкивается с п. "б" ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", обязывающей работника регистрирующего органа требовать от заявителя решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Правовая регламентация порядка исполнения судебного решения, содержащего требования о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и их регистрацию, полностью отсутствует, что приводит к возможности различных злоупотреблений и затрудняет реализацию предусмотренного законом права на выход из состава участников юридического лица. Для устранения имеющегося пробела в праве необходимо внести изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" <*>. Мы предлагаем дополнить вышеназванные нормативно-правовые акты дополнительными статьями следующего содержания. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30. Ст. 3591.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнить ст. 19.1 "Особенности порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по решению суда": "1. На основании решения суда внесение изменений в уставные документы юридического лица осуществляется регистрирующим органом при представлении заявителем исполнительного листа и документа, удостоверяющего личность. 2. Регистрирующий орган не имеет права требовать от заявителя представления каких-либо иных документов. 3. Заявителем в случае внесения изменений по решению суда является лицо, в пользу которого вынесено решение суда, либо орган, исполняющий решение суда. 4. Представленный в регистрирующий орган исполнительный лист, выданный на основании решения суда, приобщается к регистрационному делу юридического лица и приобретает силу учредительного документа". Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополнить ст. 76.1 "Исполнение исполнительного документа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц": "1. При поступлении судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, содержащего требования о понуждении внесения изменений в учредительные документы и их регистрации, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок направляет требование в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица с указанием необходимости внесения соответствующих изменений. 2. Регистрирующий орган в течение пяти дней обязан внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями исполнительного документа". Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица после внесения в законодательство предлагаемых дополнений наглядно показана на рис. 3.

Рис. 3. Схема организации процесса выхода из состава учредителей юридического лица после внесения в законодательство предлагаемых дополнений.

Регистрирующий орган (налоговая инспекция)

/\

Выписка из ЕГРЮЛ

КОНЕЦ Н ПРОЦЕССА \/ А Ч Участник, выходящий А из учредителей Л юридического лица О Решение П суда, Р исполни - \/ О тельный Ц лист Служба Суд Е > судебных С приставов С А

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что при внесении в действующее гражданское законодательство предлагаемых дополнений процесс выхода из состава учредителей значительно упростится, что в должной мере обеспечит защиту прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.

------------------------------------------------------------------

Название документа