Вопросы возмещения вреда жизни и здоровью и обязательного страхования лиц из числа авиационного персонала и пассажиров, перевозимых воздушным судном

(Мелехин А. И.)

("Трудовое право", 2006, N 8)

Текст документа

ВОПРОСЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СТРАХОВАНИЯ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА И

ПАССАЖИРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ

А. И. МЕЛЕХИН

Мелехин А. И., начальник отдела Фонда социального страхования РФ.

Общие положения

В настоящее время условия перевозки пассажира и ответственность сторон по этим перевозкам определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая, введена в действие с 1 марта 1996 г.), Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ).

В целях авиационной безопасности и защиты прав потребителей принят Приказ Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России от 5 мая 1999 г. N 1778).

Указанный Приказ утратил силу. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2003 г. N 11 утверждены и введены в действие новые Федеральные авиационные "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".

Виды авиации

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию (статья 20 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа является одним из государственных приоритетов в использовании воздушного пространства гражданской авиацией.

Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны с учетом Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Вопросы возмещения вреда и обязательного страхования летного персонала, осуществляющего деятельность в государственной и экспериментальной авиации, в данном обзоре не рассматриваются, так как регулируются специальными нормативными правовыми актами.

Воздушное судно

Гражданские воздушные суда - это летательные аппараты (транспортные средства), предназначенные для выполнения полетов, перевозки пассажиров, багажа и грузов, подлежащие государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности. Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обслуживания гражданского воздушного судна возлагается на эксплуатанта.

Аэродромы и аэропорты

Аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушного судна.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации.

Авиационный персонал

К авиационному персоналу в гражданской авиации относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.

Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Российской Федерации.

Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

Нормативные правовые акты, приведенные в обзоре, касаются персонала гражданской авиации и экипажа воздушного судна.

Персонал государственной и экспериментальной авиации к рассматриваемой проблеме не относится.

Экипаж воздушного судна

Экипаж воздушного судна (транспортного средства) состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. В состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации.

Командир воздушного судна принимает окончательное решение о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случаях явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

Авиационное предприятие и эксплуатант

Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты или выполнение авиационных работ.

Эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами. Сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет.

Авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий.

Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру эксплуатанта, включает: летную службу, инженерно-авиационную службу, производственно-диспетчерскую службу, службу организации перевозок, службу бортпроводников, медицинскую службу, службу охраны труда.

Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих воздушное судно для коммерческих пассажирских перевозок, на которых разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников.

Эксплуатант принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации летный состав, образующий экипажи воздушных судов, в количестве, достаточном для выполнения заявленной программы полетов эксплуатанта, и инженерно-технический состав для организации и выполнения технического обслуживания воздушных судов.

Эксплуатант обеспечивает условия труда персонала, соответствующие требованиям нормативных актов по охране труда, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по их соблюдению.

Эксплуатант в зависимости от характера заявляемой деятельности обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксплуатант создает условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий.

Летная служба эксплуатанта обеспечивает формирование экипажей воздушных судов, соблюдение установленных правил и процедур допуска к полетам членов экипажей воздушных судов, проведение предварительной и предполетной подготовки экипажей.

Квалификационные требования к летному составу определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Эксплуатант, использующий воздушные суда для коммерческих пассажирских перевозок, принимает на работу бортпроводников. Требования к профессиональной подготовке проводников определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Эксплуатант осуществляет перевозку пассажиров только при наличии бортпроводников на борту, а грузовые перевозки - только при наличии бортоператоров.

Не допускается одновременное выполнение функций бортпроводников и бортоператоров.

Нормы рабочего времени и времени отдыха летного экипажа определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Организация охраны труда и документация по страхованию оценивается в ходе инспекционного контроля государственными инспекторами органов гражданской авиации, права и ответственность которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1131 "Об утверждении положения о правах и ответственности государственных инспекторов Федеральной авиационной службы России по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации".

Обязательные условия сертификации определены Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации". Обязательными условиями сертификации являются следующие данные.

Перечень обязательных требований к сертификации, касающийся авиационного персонала и перевозок пассажиров, следующий. Приложение N 3, части Е-1 и Е-1а "Летный состав, бортпроводники, бортоператоры", содержит сведения о должности, Ф. И.О., образовании, свидетельство о специальности, приказ о приеме на работу, медицинское освидетельствование, допуски к выполнению полета и другие данные.

Сведения о видах страхования и страховщиках, включая данные о страховой компании, лицензии и сроках ее действия, страховании воздушного судна (каско), страховании ответственности перед третьими лицами, страховании ответственности перед пассажирами, страховании жизни и здоровья членов экипажей воздушных судов и других лиц, включаемых в задание на полет, личном страховании пассажиров (указывается номер и срок действия договора по личному страхованию пассажира) заносятся в часть И-1 "Страховщики".

Страхование членов экипажей воздушных судов и лиц, включаемых в задание на полет, характеризует данные о наименовании организации-страховщика, Ф. И.О. застрахованного лица, страховом полисе и сроке его действия, содержится в части И-2 "Страхование членов экипажей воздушных судов и лиц, включаемых в задание на полет".

Сведения о застрахованных видах ответственности, номер и срок действия страхового полиса приведены в части И-4 "Страхование ответственности" Федеральных авиационных правил.

Приказом от 24 ноября 1999 г. N 115 Федеральной службой воздушного транспорта России утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала" (зарегистрированы в Минюсте России 10 апреля 2000 г. N 2191).

Обязательной сертификации подлежат юридические лица, осуществляющие медицинское освидетельствование авиационного персонала, имеющие в своей структуре врачебно-летные экспертные комиссии.

Обязательная сертификация проводится с целью подтверждения, что медицинская организация по своей компетенции, техническим и кадровым возможностям может осуществлять медицинское освидетельствование авиационного персонала и выдачу медицинских заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сертификат может распространяться на полное медицинское освидетельствование всех лиц авиационного персонала либо быть ограниченным. Срок действия сертификата - 2 года.

Медицинские заключения летного персонала, выданные медицинскими организациями и учреждениями, не имеющими соответствующего сертификата, не могут использоваться в гражданской авиации.

Медицинское освидетельствование личного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, производится в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденными Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат члены летного экипажа (пилоты, штурманы, бортрадисты, летчики-наблюдатели) и члены кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

По результатам медицинского освидетельствования выдается медицинское заключение.

Медицинское заключение авиационного персонала заполняется, подписывается, заверяется печатью и выдается председателем врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ВЛЭК ГА) и председателем Центральной врачебно-летной комиссии гражданской авиации (ЦВЛЭК ГА).

В государственной авиации медицинское заключение авиационного персонала выдается председателем Центральной врачебно-летной комиссии Министерства обороны Российской Федерации.

В экспериментальной авиации медицинское заключение авиационного персонала выдается председателем Центральной врачебно-летной экспертной комиссии (врачебно-летных экспертных комиссий) Российского авиационно-космического агентства.

Авиационный персонал без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Медицинское освидетельствование авиационного персонала проводит ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), сертифицированная в системе сертификации гражданской российской авиации и имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности "Экспертиза врачебно-летная".

ВЛЭК ГА создается на базе медико-санитарной части (МСЧ) авиационного предприятия гражданской авиации и имеет следующий состав: председатель, врачи-специалисты эксперты (терапевт, хирург, невролог, отоларинголог, офтальмолог, психиатр).

ЦВЛЭК ГА - высший орган врачебно-летной экспертизы гражданской авиации. Распоряжением Минтранса России от 2 сентября 2002 г. N НА-314-р утверждено Положение о Центральной врачебно-летной комиссии гражданской авиации.

Задачами медицинского освидетельствования являются: определение годности по состоянию здоровья к летной работе (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников и диспетчеров УВД), выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения оздоровительных мероприятий.

ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) проводится в объеме обследования в целях врачебно-летной экспертизы (приложение N 5 к приказу).

При медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА медицинское заключение о годности выносят врачи-специалисты эксперты, руководствуясь Требованиями и Пояснениями к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным транспортом, работе бортпроводником, бортоператором (приложение N 6 к приказу).

Требования к состоянию здоровья предъявляются в зависимости от категории авиационного персонала.

Оформление медицинского заключения по результатам освидетельствования в медицинских документа строится по следующей схеме: 1) дата вынесения медицинского заключения и наименование ВЛЭК ГА; 2) клинические и функциональные диагнозы в соответствии со статьями Требований; 3) заключение о годности (негодности) по состоянию здоровья к работе по специальности с указанием статьи и графы Требований начиная с ведущей.

При медицинском освидетельствовании летного состава заполняется медицинская книжка (форма N 25/л), бортпроводников и бортоператоров (форма N 25/б) с фотографией, заверенной печатью ВЛЭК ГА.

При подготовке летного состава, бортоператоров, бортпроводников к врачебно-летной экспертизе, при направлении на стационарное медицинское обследование, консультацию и т. п. врач авиационного предприятия после личного осмотра оформляет в медицинской книжке эпикриз.

Врач авиационного предприятия выдает авиационному персоналу на руки под расписку в опечатанном виде медицинские книжки за все годы работы, пленки ЭКГ за последние три года, рентгеновские снимки, данные других исследований и наблюдений. Результаты медицинского обследования и консультаций врачей-специалистов вносятся в соответствующие разделы медицинской книжки (медицинской карты ВЛЭК ГА). В медицинскую документацию врачи-специалисты обязаны записывать данные объективного обследования, диагноз и лечебно-оздоровительные мероприятия по своей специальности. Результаты стационарного медицинского обследования оформляются в виде выписки из истории болезни, которая вклеивается в медицинскую книжку авиационного персонала.

Авиационному персоналу, признанному негодным к работе, выдается справка ВЛЭК ГА установленной формы. Заполняется направление и свидетельство о болезни (приложение N 12), которое подлежит утверждению ЦВЛЭК ГА.

По результатам медицинского освидетельствования врач авиационного предприятия составляет заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, бортпроводников и бортоператоров.

Медицинские документы, выданные авиационному персоналу в нарушение указанных Федеральных авиационных правил, считаются недействительными.

Перевозчик

Перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договора воздушной перевозки.

Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Воздушные перевозки подразделяются на внутренние и международные.

По договору воздушной перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного проезда - и провоз этого багажа (статья 784 ГК РФ). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 ГК РФ).

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.

Форма билета, багажной квитанции и грузовой накладной устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Расследование авиационного происшествия или инцидента

Авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном подлежат обязательному расследованию.

Целью расследования авиационного происшествия или инцидента является установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются уполномоченными органами, на которые возложены эти полномочия соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации.

Ответственность перевозчика

Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира.

Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая), если законом или договором воздушной перевозки пассажиров не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации.

Использование транспортных средств перевозчиком рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и регулируется по нормам статьи 1079 ГК РФ.

Согласно этой статье, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо ином законном основании, и возмещается на общих основаниях по нормам статей 1064, 1085, 1086 ГК РФ.

Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (от 22 декабря 1961 г. N 483/25; от 3 июля 1984 г. N 690; от 24 декабря 1992 г. N 4214-1), в отношении персонала воздушного судна и перевозок пассажиров не применялись.

Воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения воздушным судном предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Перевозчик имеет право заключать соглашение с пассажиром о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом Российской Федерации.

Претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках о возмещении вреда жизни и здоровью могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензий.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочного документа перевозчик обязан составить коммерческий акт.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчику предъявляется заявление в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеет страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

При столкновении воздушных судов, а также при причинении воздушным судном повреждения другому воздушному судну, хотя из без столкновения, имущественная ответственность владельцев воздушных судов определяется следующим образом:

- вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным;

- имущественная ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный имуществу третьих лиц, находящихся на воздушном судне, несет владелец воздушного судна в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, при этом он имеет право обратного требования (регресса) к виновному в соответствии с пунктом 1 статьи 129.

За вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

За вред, причиненный жизни или здоровью третьих лиц при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Обязательное страхование ответственности владельца

воздушного судна перед третьими лицами

Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.

Обязательное страхование жизни и здоровья

членов экипажа воздушного судна

Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным.

Страхование членов экипажей воздушных судов осуществляется в соответствии с заданием на полет, в которое члены экипажа воздушного судна, совершающего полет, должны быть обязательно включены в установленном порядке.

Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.

Обязательное страхование ответственности перевозчика

перед пассажиром воздушного судна

Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна (транспортного средства).

Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 866) на территории Российской Федерации введено обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристско-экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

- всех видов транспорта международных сообщений;

- железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

- морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

- автомобильного транспорта на городских маршрутах.

Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются - перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщиком в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиком по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) установлена в размере 120 принятых законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

Направления государственной политики в сфере

обязательного страхования

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 1994 г. N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" на основании Закона Российской Федерации "О страховании" (в редакции Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) установлено, что должны обеспечиваться:

а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, непосредственно направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования, установленных актами законодательства Российской Федерации и бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О страховании";

в) сохранение либо - при необходимости - увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования;

г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации.

Обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" формы страхования".

Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, которые принимаются и утверждаются страховщиком (объединением страховщиков) самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

При этом Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования, субъекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с: дожитием граждан до определенного возраста или срока, смертью, наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни); причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг.

На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.

Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела (далее - орган страхового надзора).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора.

В соответствии с Приказом Минфина России от 17 июля 2001 г. N 52н "Об утверждении Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации" определен порядок отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.

Основанием для принятия решения об ограничении, приостановлении и отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности является предписание или письменное указание Министерства финансов Российской Федерации. Предписание направляется страховщику. В случае невыполнения страховщиком требований пункта 7 настоящего Положения Минфин России вправе приостановить или ограничить действие лицензии до устранения всех нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.

Фонд социального страхования Российской Федерации под действие Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 172) не подпадает, лицензии на право заниматься соответствующими видами обязательного и обязательного личного страхования не имеет.

Предупреждение несчастных случаев на воздушном транспорте

Росстрахнадзором от 9 августа 1996 г. N 02-04-06/1 и Федеральной авиационной службой Российской Федерации от 8 августа 1996 г. N 1.16-170 утверждено Положение "О формировании и использовании резерва для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров".

Резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров формируется за счет отчисления части страховых взносов, полученных при проведении обязательного личного страхования пассажиров, в соответствии с установленным нормативом отчислений, предусмотренным в структуре тарифной ставки на эти цели.

Финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте за счет средств сформированного страховщиком для этих целей резерва осуществляется в соответствии с договором, заключаемым страховщиком и непосредственным исполнителем, выполняющим указанные в договоре мероприятия.

К примерному перечню предупредительных мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного транспорта относятся:

- участие в разработке и реализации мероприятий по результатам расследования конкретных авиационных происшествий и инцидентов, позволяющих не допускать их повторения по аналогичным причинам сверх норм, предусмотренных на эти цели;

- участие в проведении научно-исследовательских работ при расследовании авиационных происшествий и инцидентов, а также по результатам целевых анализов состояния безопасности полетов и авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, целью которых является предотвращение авиационных происшествий, актов незаконного вмешательства и уменьшение аварийности в гражданской авиации сверх норм, предусмотренных на эти цели;

- участие в проведении научно-исследовательских работ по выживаемости пассажиров и членов экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях сверх норм, предусмотренных на эти цели;

- участие в обеспечении надлежащей готовности аварийно-спасательных баз и парашютно-десантных групп авиапредприятий Федеральной авиационной службы России, способствующих организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, сверх норм, предусмотренных на эти цели.

Страховщики могут расширить настоящий перечень направлений использования средств резерва по согласованию с Федеральной авиационной службой России.

Использование средств резерва по предупреждению несчастных случаев на воздушном транспорте при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров не по целевому назначению, а также отказ в предоставлении информации, необходимой для контроля за использованием средств резерва, являются основанием для предъявления санкций к страховщикам в соответствии с Приказом Минфина России от 17 июля 2001 г. N 52н, которым утверждено Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

Социальное обеспечение членов летных

экипажей воздушных судов

Члены экипажа воздушного судна имеют право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов экипажей воздушных судов гражданской авиации" установлено, что члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 утвержден список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии.

Список должностей включает: пилотов, штурманов, бортовых инженеров, бортовых механиков, бортовых радистов и других членов летного экипажа.

Пособие по временной нетрудоспособности авиационному персоналу назначается в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП по состоянию на 15 апреля 1992 г.

Выводы

1. Субъектами (участниками) отношений в области перевозок воздушным транспортом являются перевозчики, летный и кабинный персонал воздушного судна (транспортного средства) и пассажиры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами.

2. Права и обязанности субъектов отношений в области перевозок воздушным транспортом наступают у перевозчика, персонала воздушного судна и пассажира при наличии соответствующих правоустанавливающих документов (сертификатов, лицензий и договоров), определенных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Вид повреждения здоровья устанавливается только специальными медицинскими учреждениями (ВЛЭК), имеющими лицензию и сертификат на право заниматься медицинской деятельностью "Экспертиза врачебно-летная".

Медицинское освидетельствование во ВЛЭК проводят специалисты-эксперты в объеме обследования врачебно-летной экспертизы в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, предъявляемыми в зависимости от категории авиационного персонала, и с оформлением медицинского заключения.

4. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется на авиационный персонал воздушного судна и пассажиров, перевозимых этим транспортным средством по гражданско-правовому договору (договору перевозки).

Название документа