Администрацией муниципального образования (заказчиком) размещен заказ в виде запроса котировок на поставку товара в установленном порядке. Победитель признан уклонившимся от заключения контракта

Участник, предложивший такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, обратился в суд с требованием о понуждении заказчика заключить муниципальный контракт с ним.

Обоснованно ли требование такого участника размещения заказа?

Ответ: Требование участника, предложившего такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, при условии признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта необоснованно, так как законодателем предусмотрено право, а не обязанность заказчика предложить такому участнику заключить контракт.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем в проведении запроса котировок условия, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для указанных участников размещения заказа является обязательным. В случае уклонения указанных участников размещения заказа от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении таких участников размещения заказа заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок либо заключить контракт в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 46 Закона N 94-ФЗ.

Исходя из вышеизложенных норм Законом N 94-ФЗ предусмотрено право, а не обязанность заказчика заключить с участником, предложившим такую же, как победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, при условии признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта. Данную точку зрения разделяют и суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2012 N А40-74093/11-110-611).

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.04.2012