Администрация муниципального образования (заказчик) разместила на официальном сайте электронной торговой площадки в сети Интернет извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству

Аукционная документация содержала требование к участникам размещения заказа о представлении в составе второй части заявки свидетельств о допуске к определенным видам работ в области проектирования и в области инженерных изысканий, выданных участникам размещения заказа. Также в документации об аукционе и проекте государственного контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.

Участник размещения заказа представил во второй части заявки свидетельство о допуске к работам по генеральному подряду, позволяющее в рамках выполнения организационных мероприятий привлекать субподрядчиков к выполнению отдельных видов работ, а также соответствующие свидетельства о допуске к работам в области проектирования, инженерных изысканий, выданные третьим лицам.

Заказчик отказал данному участнику в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия представленных документов требованиям, содержащимся в аукционной документации.

Участник размещения заказа считает неправомерным отказ заказчика в допуске к участию в аукционе.

Обоснованна ли точка зрения участника размещения заказа?

Ответ: Точка зрения участника размещения заказа является необоснованной, так как наличие свидетельства о допуске к работам по генеральному подряду, позволяющего в рамках выполнения организационных мероприятий привлекать субподрядчиков к выполнению отдельных видов работ, не освобождает его от соблюдения требований, предъявляемых заказчиком к подрядчику, предусмотренных документацией об аукционе.

Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги, которые проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривается заключение контракта по результатам торгов в виде аукциона, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Контракт по общему правилу заключается с победителем аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ под аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 2 ст. 35, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов обязательным требованием к участникам размещения заказа является их соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.

Из вышеизложенного следует, что в данном случае участник размещения заказа нарушил требования документации об аукционе, а именно представил свидетельства, выданные третьим лицам, поскольку в документации об аукционе и проекте государственного контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ соответствие требованиям, устанавливаемым к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, является необходимым и обязательным требованием к самим участникам размещения заказа и обратного документация об аукционе не содержит.

Таким образом, наличие у участника свидетельства о допуске к работам по генеральному подряду, позволяющего в рамках выполнения организационных мероприятий привлекать субподрядчиков к выполнению отдельных видов работ, в данном случае не освобождает его от соблюдения требований, предъявляемых заказчиком к подрядчику, предусмотренных документацией об аукционе.

Данной позиции придерживаются и суды (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2012 N Ф03-116/2012).

Следовательно, точка зрения участника размещения заказа является необоснованной, так как наличие свидетельства о допуске к работам по генеральному подряду, позволяющего в рамках выполнения организационных мероприятий привлекать субподрядчиков к выполнению отдельных видов работ, не освобождает его от соблюдения требований, предъявляемых заказчиком к подрядчику, предусмотренных документацией об аукционе.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.04.2012