12.03.2012 организация приняла решение о смене юридического и фактического адреса и подала необходимые документы в регистрирующий орган

15.03.2012 организация получила решение налогового органа о проведении выездной проверки и требование о представлении документов.

19.03.2012 были внесены изменения в ЕГРЮЛ, согласно которым изменилось местонахождение организации, юридический адрес, а также произошла смена налоговой инспекции по новому месту учета.

Будет ли выездная проверка прекращена автоматически в связи со сменой адреса? Следует ли организации представлять запрашиваемые документы в налоговую инспекцию по прежнему месту учета?

Ответ: Если 12.03.2012 организация приняла решение о смене юридического и фактического адреса и подала в регистрирующий орган необходимые документы, согласно которым 19.03.2012 были внесены изменения в ЕГРЮЛ, но при этом 15.03.2012 организация получила решение налогового органа о проведении выездной проверки и требование о представлении документов, то, по нашему мнению, законодательство РФ не предусматривает прекращения выездной налоговой проверки в связи со сменой юридического и фактического адреса организации, а также налоговой инспекции по месту учета. Если решение о проведении выездной проверки и требование о представлении документов было получено до даты внесения изменений в ЕГРЮЛ, то организация обязана представить все документы, запрашиваемые налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки.

Обоснование: Положения ст. 89 Налогового кодекса РФ регулируют порядок проведения выездных налоговых проверок.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Судебная практика свидетельствует о том, что при получении решения о проведении выездной налоговой проверки и требования о представлении документов до даты внесения изменений в ЕГРЮЛ, связанных со сменой местонахождения организации и юридического адреса, организация должна проинформировать налоговый орган о том, где находятся подготовленные к проверке подлинники истребованных документов, либо представить в инспекцию их заверенные копии (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 N 09АП-35853/2011-АК по делу N А40-101680/11-99-452).

В Письме ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853 разъяснено, что если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то НК РФ и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность переноса ее проведения в силу начала течения после вынесения указанного решения процессуальных сроков для определения продолжительности проверки, составления справки о проведенной проверке, акта проверки, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по ее результатам. Также налоговое законодательство не предусматривает обязанности заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Налоговым законодательством РФ не предусмотрено прекращение выездной налоговой проверки в связи со сменой юридического и фактического адреса налогоплательщика.

Следовательно, смена фактического и юридического адреса организации не является поводом для прекращения выездной налоговой проверки по прежнему месту учета. При получении решения налогового органа о проведении выездной проверки и требования о представлении документов до внесения изменений в ЕГРЮЛ организация обязана представить указанные документы и оповестить налоговую инспекцию о новом местонахождении.

Н. В.Феодосьева

ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

14.04.2012