В ходе выездной проверки организации (налогоплательщика) налоговым органом были затребованы документы за проверяемый период. После получения настоящего требования организация обратилась в налоговый орган с уведомлением о невозможности представления в указанные сроки документов, назвав причины невозможности исполнения требования в установленный срок: отсутствие технических возможностей, копировальной техники, задействованных в ее обслуживании работников, необходимых для изготовления истребуемых копий документов. Организация поставила налоговый орган в известность о том, что должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, обеспечена возможность ознакомления с оригиналами всех запрошенных документов по месту нахождения налогоплательщика, то есть по месту проведения выездной налоговой проверки. Организация просила налоговый орган продлить срок исполнения требования до двух месяцев. Налоговым органом организации было отказано в продлении срока представления документов

За нарушение организацией сроков представления документов налоговый орган посчитал возможным привлечь налогоплательщика к ответственности. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Если организация не представила в налоговый орган в установленный срок истребуемые документы, но при этом обратилась в налоговый орган с уведомлением о невозможности представления в указанные сроки истребуемых документов, указав причины невозможности исполнения требования в установленный срок: отсутствие технических возможностей, копировальной техники, задействованных в ее обслуживании работников, необходимых для изготовления истребуемых копий документов, действия налогового органа по привлечению организации к ответственности правомерны. Тот факт, что налогоплательщик не имел технических возможностей для представления большого объема истребуемых документов в срок, установленный законом, может быть расценен судом как смягчающее обстоятельство, так как законодателем исчерпывающий перечень смягчающих обстоятельств не установлен. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть уменьшен не меньше, чем в два раза.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Нормами абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пункт 12 ст. 89 НК РФ гласит, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Нормами абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Абзац 1 п. 2 ст. 93 НК РФ предусматривает, что истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Нормами абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Абзац 3 п. 3 ст. 93 НК РФ гласит, что в течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Из вышеизложенного следует, что решение о продлении срока представления документов налоговым органом является правом налогового органа, а не его обязанностью. В случае отказа продлить срок налогоплательщик обязан представить истребуемые налоговым органом документы в установленный законом срок.

Статья 126 НК РФ устанавливает, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 N 09АП-33071/2011-АК, 09АП-34040/2011-АК в рамках пп. 1 п. 1 ст. 112 НК РФ суд правильно признал смягчающими ответственность следующие обстоятельства: значительный объем документов, истребованных налоговым органом по требованию, и необходимость одновременного исполнения нескольких требований, выставленных налоговым органом заявителю в ходе выездной налоговой проверки; принятие налогоплательщиком активных действий по исполнению требования и незначительность просрочки его исполнения.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 28.04.2007 N А29-8737/2006А. Арбитражный суд полагает, что судом первой инстанции обоснованно признаны смягчающими вину обстоятельствами наличие большого объема запрашиваемых налоговым органом документов, поскольку данные документы - это лишь часть документов, истребованных налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки, а объем запрашиваемых документов только за один месяц проверяемого периода составляет более 5000 экземпляров, а также тот факт, что налогоплательщиком принимались меры к согласованию вопроса о продлении срока представления документов в связи с большим объемом запрашиваемой информации.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2007 N А29-8737/2006а Постановление N А29-8737/2006А оставлено без изменения.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2007, 08.05.2007 N 09АП-18482/2006-АК суд первой инстанции указал правомерно, что большой объем запрашиваемых документов и связанной с этим технической работы (по копированию и заверению документов) можно расценить как смягчающее обстоятельство при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, если бы налогоплательщик обратился в налоговый орган, указав на невозможность исполнить в установленный срок требование налогового органа ввиду большого объема запрашиваемых документов.

Исходя из судебной практики и норм, приведенных выше, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик будет привлечен к ответственности в связи с просрочкой срока представления документов, истребованных налоговым органом во время выездной проверки. В то же время наличие данных обстоятельств: отсутствия технических возможностей, копировальной техники, задействованных в ее обслуживании работников, необходимых для изготовления истребуемых копий документов, может быть признано судом в качестве смягчающего обстоятельства, в соответствии с наличием которого размер штрафа будет уменьшен не меньше, чем в два раза. Стоит отметить, что законодателем исчерпывающий перечень смягчающих обстоятельств не установлен.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.04.2012