Вступившим в законную силу решением арбитражного суда признано незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении в установленный п. 4 ст. 78 НК РФ срок зачета излишне уплаченного организацией налога на прибыль в счет предстоящих платежей по НДС. В своем решении суд также указал на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации
Вправе ли организация получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда, если конкретные действия, которые обязан совершить налоговый орган во исполнение судебного акта, в его резолютивной части не указаны?
Ответ: Организации не может быть отказано в выдаче исполнительного листа на основании решения арбитражного суда, содержащего указание на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации, только на том основании, что в резолютивной части решения суда не указаны конкретные действия, которые обязан совершить налоговый орган во исполнение судебного акта.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно ч. 2 ст. 68 Закона об исполнительном производстве меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.
Частью 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе исполнительные листы, выдаваемые арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов (ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве).
Неуказание в решении суда конкретных действий, которые налоговый орган обязан совершить для исполнения возложенной на него судом обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации, не должно ограничивать право организации на принудительное исполнение решения суда.
Следовательно, поскольку в силу Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение решения суда в рассматриваемой ситуации может быть осуществлено только на основании исполнительного листа, организации не может быть отказано в выдаче исполнительного листа на основании вступившего в законную силу решения суда, несмотря на то что в резолютивной части решения суда не указаны конкретные действия, которые обязана совершить инспекция во исполнение судебного акта.
При этом согласно ч. 1 ст. 32 Закона об исполнительном производстве в случае неясности положений исполнительного листа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Вышеуказанная позиция согласуется с толкованием, данным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 1570/09.
Р. П.Лыпарь
Юридическая компания "Резолекс"
Материал предоставлен при содействии
ООО "Консультант Норд"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
10.04.2014